Фото с официального сайта Минобороны России
В конце недели в Минобороны обобщили предварительные результаты операции ВКС (Воздушно-космических сил) в Сирии. По сообщению начальника Главного оперативного управления Гештаба Вооруженных сил России генерал-полковника Андрея Картаполова, всего, начиная с 30 сентября, было выполнено 669 боевых вылетов, в том числе 115 ночных. За это время удалось уничтожить 456 объектов исламистов. При этом для поражения наиболее важных объектов применялись крылатые ракеты морского базирования «Калибр-НК».
Эффективной была и прошедшая неделя, в ходе которой российская авиационная группа, совершив 394 боевых вылета, уничтожила в Сирии 46 пунктов управления, 6 заводов, 22 различных склада с имуществом и нанесла ракетно-бомбовые удары по 272 укрепленным пунктам и полевым лагерям боевиков запрещенного в РФ «Исламского государства». В результате, как считают в российском Генштабе, удалось существенно нарушить инфраструктуру боевиков, систему снабжения и управления террористов. При этом потерь с нашей стороны зафиксировано не было.
Надо отметить, что пассаж о боевых потерях в отчете военного ведомства появился не случайно. Накануне официальные источники в Анкаре сообщили, что средства турецкой ПВО сбили залетевший на их территорию БПЛА (беспилотный летательный аппарат). Поскольку недавно турецкое воздушное пространство вынужденно нарушил наш истребитель Су-30, сообщение для прессы было сформулировано таким образом, будто и беспилотник был безусловно российским. Однако запланированного скандала на этот раз не получилось. По всей видимости, опознавательных знаков на БПЛА обнаружено не было, поэтому оправдываться перед Турцией пришлось не только нам, но и американцам. В результате беспилотник оказался как бы неопознанным летающим объектом. И тут возможны варианты: или БПЛА запустила одна из группировок, воюющих в Сирии, или это была не до конца продуманная провокация Запада против нашей авиационной группы.
В любом случае Запад на действия России в Ближневосточном регионе реагирует весьма нервно. Особенно это стало заметно после удара по исламистам крылатыми ракетами 3М-14, которые по универсальности что-то вроде «Арматы», только в воздушном варианте. Командование ВМС США сообщило, что уже в конце октября Америка и их союзники по НАТО впервые проведут практическое испытание морского компонента системы ПРО в Европе. В учениях будут задействованы все четыре американских эсминца, оснащенных системой ПРО Aegis, которые постоянно базируются в Роте (Испания). Помимо США в учениях примут участие Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Франция – страны, входящие в созданный еще в 1999 году так называемый Форум по ПРО на морском театре военных действий.
В ходе испытаний с полигона на британских Гебридских островах у побережья Шотландии предполагается запустить баллистическую ракету, которую должны будут отследить и перехватить элементы морского компонента системы ПРО. Кроме того, участники учений должны будут перехватить запущенную с боевого корабля противокорабельную ракету. Согласно информации ВМС США, целью учений является отработка координации действий между союзниками при одновременном перехвате нескольких ракетных целей. Для перехвата будет использоваться противоракета SM-3.
Обычно американцы утверждают, будто их ПРО не направлена против России, а «предназначена для защиты европейских стран НАТО и баз США от баллистических ракет Ирана». Но это дежурное заклинание уже давно ни на кого не действует, да и характер учений говорит о том, что иранская ракетная угроза – рядовая пропагандистская ширма или не слишком изощренная «военная хитрость».
Еще одно знаковое событие прошедшей недели – возвращение ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) «Юрий Долгорукий» (проект 955 «Борей», 16 баллистических ракет «Булава») с боевой службы под арктическими льдами в главную базу подводных сил Северного флота поселка Гаджиево. И вот что примечательно. В то время, когда экипаж подводного крейсера приступил к выполнению боевой задачи, в соцсетях ни с того ни с сего стали обсуждать проблему живучести наших СЯС (стратегических ядерных сил) морского базирования вообще и боевой активности наших подводных ракетоносцев в частности. Дескать, все они сосредоточены в одном месте и могут быть уничтожены одним ударом, а кроме того, киберпространство озаботилось тем фактом, что наши стратегические лодки «давно не ходят на боевое дежурство к берегам Америки».
Поскольку блогеры по определению не располагают средствами космического наблюдения, даже сомневаться не приходится, что тема для обсуждения была подброшена откуда-то из-за океана. А во-вторых, нет такой уж большой необходимости нашим подводным ракетоносцам прорываться через противолодочные рубежи, которые американцы соорудили на пути в Атлантику, поскольку «стрелять» можно прямо от пирса или через полыньи в арктических льдах. Чему, собственно, и обучался экипаж РПКСН «Дмитрий Долгорукий» в ходе подледного плавания.