Новостная лента новостей культуры на прошлой неделе пестрила сообщениями о кадровых ротациях. Самой неожиданной из них стала смена руководства в Российском институте истории искусств. Годичный контракт с Еленой Третьяковой не был продлен учредителем: визит в Зубовский институт нанес заместитель министра культуры Владимир Аристархов и объявил об отставке – как говорят сотрудники, новость эта стала неожиданностью как для них, так и для самой Третьяковой. Да, без объяснения причин – по крайней мере публично. Кажется, «предъявить» и нечего (по крайней мере чтобы аргументы тянули на увольнение). Во-первых, Третьякова была назначена директором института по конкурсу – представленный ею проект развития был признан специальной комиссией, созданной Министерством культуры (возглавлял ее наш коллега Григорий Заславский), самым перспективным. С приходом Третьяковой в институте завершился затяжной конфликт (учредителя, администрации, коллектива и общественности), работать с ней, по словам сотрудников, было спокойно и надежно. Но, как ситуация видится в обратной перспективе, Третьякову просто использовали – именно для того, чтобы создать впечатление легитимности и нивелировать административный кризис. Год назад назначение любого директора сверху могло еще больше распалить коллектив, сейчас же – формально – придраться не к чему. Контракт Третьяковой не будет продлен – таково законное право учредителя. Кресло директора РИИИ занял философ и культуролог Александр Казин. Перечислять все его заслуги и достижения смысла нет – интересно не то, чего он уже достиг, а то, чего достигнет институт под его руководством. Тем не менее одну цитату из его творческого наследия привести хотелось бы: «Как у Иоанна Грозного, Петра Великого, Иосифа Сталина, у Владимира Путина сегодня одна задача – при поддержке народа подавить деятельность враждебных народу финансовых, политических и культурных элит. Тем самым он спасет Святую Русь, а значит, удостоится небесного венца» (фрагмент статьи «Владимир Второй. О перспективах В.В. Путина в рамках монархической идеи в России»).
Следующая новость – из Берлина. Владимир Юровский, художественный руководитель Госоркестра им. Светланова, в 2016 году займет пост художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра Берлинского радио. Прекрасная должность, и, казалось бы, стоит порадоваться за музыканта с русскими корнями. Тем не менее к радости и даже гордости примешивается и нотка (или даже пара) горечи. Когда Юровский возглавил ГАСО, было понятно, что много времени в Москве он проводить не сможет, так как имеет еще две руководящие работы – в Лондонском симфоническом оркестре и на оперном фестивале в Глайндборне. После прекращения контракта в Глайндборне опять же казалось, что Юровский будет проводить больше времени в Москве и наконец добавит к своему статуту в оркестре и титул главного дирижера. Но – нет. Очевидно, маэстро использует ГАСО как площадку для реализации своих смелых замыслов (и проекты его действительно заметно выделяются – и в концептуальном плане, и в качественном), превратить же российский оркестр из просто хорошего в очень хороший и, быть может, в лучший и конкурентоспособный (на мировом уровне) в планы маэстро не входит. А вот в Берлине – да.
Одновременно было объявлено и имя нового худрука еще одного оркестра немецкой столицы – Берлинского симфонического, им станет Роберт Тиччиати. В Глайндборне он, кстати, сменил Юровского, а вот в Берлине – Тугана Сохиева, который как раз сокращает свою нагрузку, чтобы больше времени проводить в Большом театре, музыкальным руководителем которого он служит.
Ну и, наконец, главная новость недели – нобелевским лауреатом по литературе стала белорусская писательница Светлана Алексиевич. В стане профессионалов разгорелся спор: не было ли решение комитета политическим? Действительно ли заслуживает творчество Алексиевич главной литературной премии мира? Но – споры утихнут, а имя лауреата Нобелевской премии, писателя, пишущего на русском языке, останется в истории.