Фото Reuters
На прошедшей неделе в преддверии юбилейной 70-й сессии Генассамблеи ООН было опубликовано большое интервью Владимира Путина американскому журналисту Чарли Роузу. Международная его часть нашла отражение в темах Сирии и Украины. Если коротко, то это выглядело так: Россия всегда поддерживает легитимные правительства, в данном конкретном случае – сирийского президента Башара Асада, однако что касается Украины, то здесь из этого принципа делается как бы исключение, Киеву делается упрек в неисполнении Минских договоренностей как раз с сепаратистски настроенной оппозицией. Любопытно, что оба этих противоположных тезиса российский президент в интервью произнес по нескольку раз.
Не менее интересными оказались и его ответы на американские вопросы по внутрироссийской повестке. Например, о планах Путина относительно четвертого президентского срока. «Зависит от обстоятельств. Безусловно, есть правила, предусмотренные Конституцией, и они точно не будут нарушены с моей стороны. Но я и не уверен, что я должен полностью воспользоваться этими конституционными правами. Это будет зависеть от конкретной ситуации в стране, в мире и от моих собственных настроений», – сказал президент РФ.
Расплывчатый ответ по такой важной теме – это у наших властей уже своеобразная традиция. Но нынешнее высказывание – это, похоже, как раз тот случай, когда слова президента стоит понимать буквально: решение Путина, судя по всему, действительно будет основываться на этих трех факторах. Скажем, вряд ли он решит уходить, если страна будет в глубоком кризисе, а подобный сценарий очень даже вероятен. Не факт, что он откажется от четвертого срока и при развитии украинского либо иного международного кризиса. Что же касается президентского настроения, то ссылка на него в переводе на обычный язык означает лишь одно – решение уходить или остаться станет принимать только он сам.
На прошлой неделе после возвращения с юбилейной Генассамблеи глава государства встретился с российскими общественниками – членами президентского Совета по правам человека (СПЧ). На этом заседании были затронуты и такие серьезные вопросы, постановка которых тоже уже вполне может отмечать юбилеи, потому что никаких действий по их исполнению до сих так и не предпринято.
Скажем, Путин опять высказался на тему политической деятельности в контексте преследования НКО, которые из-за расплывчатых формулировок в российском законодательстве получают ярлык «иноагенты». Формулировку, сказал Путин, надо прояснить и уточнить: «Понятие «политическая деятельность» не должно быть размыто. Оно не должно быть резиновым, должно быть единообразно понимаемым». Примерно так же президент высказывался и пару-тройку лет назад. В очередной раз он обещал правозащитникам сохранить объемы господдержки некоммерческого сектора, однако призвал и бизнес активнее помогать общественным структурам.
Кстати, во время беседы с членами СПЧ президент затронул и актуальную тему Сирии, а вот об украинской ситуации почти и не вспоминал. По поводу сообщений в иностранных СМИ о первых жертвах российских атак среди мирного населения Путин сказал, что это не более чем информационная атака и что Россия к ней готова.
Стоит отметить, что после состоявшегося в конце минувшей недели в Париже саммита «нормандской четверки» по Украине мнение президента РФ о его итогах так и осталось невысказанным. Так что украинскую тему в российских СМИ поддерживает судебный процесс над Надеждой Савченко. Ее адвокаты полны надежд, что вертолетчицу сразу после сурового приговора отправят домой. Однако Минюст России уже внес сюда некий коэффициент неопределенности, разъяснив, что для Савченко домом на ближайшие лет на 20 может являться только украинская тюрьма, на что власти страны должны дать России твердые гарантии.
Эксперты ситуацию интерпретируют так: если Савченко – скажем, вместе с режиссером Олегом Сенцовым и его подельником – действительно обменяют на российских военнослужащих-добровольцев, то каждая из сторон получит свои пиар-бонусы. Украинцы будут радоваться за героев, которых, конечно, весьма быстро освободят, но и Россия докажет, что, как уже говорил не раз Путин, своих людей в беде не бросает.