Оппозиционный митинг в Москве, Россия, 20 сентября 2015. Фото Reuters
Наиболее активной из политических сил на минувшей неделе оказалась КПРФ. Коммунисты остались недовольны распределением мандатов по итогам минувших выборов. По их мнению, право регионов самостоятельно определять модель распределения мест в своих парламентах чревато проблемами для оппозиционных партий – те, мол, не получают гарантию на кресло в заксобрании, даже если набрали 5% голосов избирателей. А потому в КПРФ быстро подготовили законопроект с предложением ввести единую систему распределения мандатов для всей страны – как для региональных выборов, так и для федеральных (думской Империали коммунисты по-прежнему недовольны). Впрочем, в рядах других партий возмущение депутатов КПРФ отклика не нашло.
Однако наибольшую активность коммунисты развили в Иркутской области, где вчера прошел второй тур губернаторских выборов. Помочь своему кандидату Сергею Левченко в регион прибыл глава Компартии Геннадий Зюганов, который два дня фактически и вел кампанию, встречаясь с избирателями.
Эти встречи, с точки зрения самих коммунистов, выдались непростыми и богатыми на провокации со стороны властей. В рядах конкурентов – местных единороссов – считают иначе: конфликтные ситуации врио губернатора Сергею Ерощенко и самой партии власти не нужны, наоборот, могут повредить. А потому за организацией проблем на публичных мероприятиях стоит кто-то другой.
Массовыми акциями озаботилось на минувшей неделе и правительство. В Госдуму наконец-то попал законопроект, приравнивающий автопробеги к демонстрациям, а палаточные городки – к пикетам. История вопроса уходит корнями в декабрь 2014 года, когда Совбез РФ в целях предотвращения аналога украинского евромайдана рекомендовал кабинету министров внести соответствующие поправки. С этим поручением затем выступил и вице-премьер Дмитрий Рогозин. Писать законопроект стали представители МВД.
Правительственная инициатива, как следует из пояснительной записки, направлена на предотвращение волны недовольства, которая «может перерасти в стихийные выступления, групповые и массовые нарушения общественного порядка». Впрочем, подкрепили эту идею полицейской статистикой, из которой не вполне понятно, какие именно сейчас существуют признаки этого недовольства.
Больше похоже на то, что поправки нацелены на будущее: автопробег сегодня никак не запретишь, как и палаточный городок. Если же они попадут наконец-то в закон – то это можно будет сделать. Другой вопрос, что оппозиция сегодня этими видами уличной активности не пользуется, а потому получается, что власть страхуется от неожиданностей со стороны простых людей.
Законопроект, что важно, был подготовлен достаточно оперативно. Чего нельзя сказать об исполнении поручений президента. Так, Минюст подготовил свои предложения по внедрению в суды аппаратуры для видеозаписи. Владимир Путин давал соответствующее поручение еще в декабре 2012 года. Федеральные суды, согласно правительственному законопроекту, обзаведутся системой видеомониторинга только в 2018-м, а мировые – в 2019-м.
Получается, что на реализацию поручений главы государства уйдет целых семь лет. Назвать это оперативным исполнением, конечно, не получается. Тем более что и стоит это начинание весьма не дешево. Так, из федерального бюджета потребуется выделить почти 2 млрд руб. единовременно, а потом еще выплачивать по 600 млн ежегодно – на техподдержку. Бьет инициатива и по карману региональных властей – те должны будут найти в казне средства в размере 3,4 млрд руб., а потом еще каждый год отдавать на поддержание системы 790 млн.
В экспертной среде, однако, инициативу Минюста оценили положительно – мол, есть обстоятельства технического характера, да и бюджет уже сверстан. С другой стороны, есть пример из недавнего прошлого, доказывающий, что власти могут реализовать обещанное в предельно короткие сроки. Так, в конце 2011-го Путин предложил ЦИКу внедрить систему видеомониторинга в избирательные участки. Куда больший объем работ был сделан всего-то за несколько месяцев – аккурат к президентским выборам.