Фото Reuters
Половину прошедшей недели Владимир Путин уделил рабочей поездке по Крыму. Начался вояж президента с заседания президиума Госсовета по развитию туризма внутри страны, которое вполне естественно было провести в Ялте – бывшей когда-то городом-мечтой для всех советских курортников. Мероприятие это ничем бы не отличалось от ему подобных, если бы не предложение главы Крыма Сергея Аксенова вернуть в здравницы спиртное – прежде всего, конечно, вино местного производства. Инициатива, как оказалось, вовсе не была экспромтом, в течение недели она развернулась до внесения в Госдуму соответствующего законопроекта и оглашения планов, видимо, все-таки запретить ввоз в Россию зарубежных виноматериалов.
А Путин продолжил путешествие по Крыму, совмещая работу с эксклюзивными развлечениями. Скажем, он и встретился с представителями национальных общин полуострова, подчеркнув, что все они, даже совсем небольшие, должны иметь равные права и возможности, и спустился на дно Черного моря в батискафе, чтобы посмотреть на древний затонувший корабль. После погружения СМИ даже поинтересовались у президента, а хватает ли у него времени на работу – например, контролю за развитием экономической ситуации в стране. Но глава государства всех успокоил: мол, правительство функционирует. Кстати, премьер Дмитрий Медведев на прошлой неделе тоже был в Крыму.
Российскому же президенту пришлось отвечать и за ситуацию на юго-востоке Украины. Он выразил надежду, что Минские договоренности властями Киева все-таки будут выполняться, но предупредил о возможном обострении внутреннего конфликта. А комментировать недовольство украинского президента Петра Порошенко его поездкой в Крым Путин и вовсе не захотел, напомнив, что эту территорию через референдум передали в Россию ее жители – «и все, точка». Однако, как выяснилось уже позже на совещании с силовиками, такой точки пока все же нет. Недаром сам президент заявил, что «сохраняется угроза со стороны внешних сил тем или иным образом дестабилизировать ситуацию на полуострове». Конечно, пояснил он, драматизировать обстановку не стоит, но держать ухо востро надо: «В некоторых столицах откровенно по этому поводу говорят, говорят и о необходимости проведения подрывной деятельности».
Посещение разнообразных достопримечательностей Крыма, встречи там с разными интересными людьми типа американского боксера Роя Джонса, который скоро станет уже российским, от продолжения черноморской инспекции Путина отвлекли, впрочем, ненадолго. И уже в конце прошедшей недели он осматривал в Новороссийске крупное нефтетранспортное предприятие, набираясь знаний перед соответствующим совещанием с чиновниками и экспертами. Но закончил президент свою рабочую поездку по побережью страны еще одной встречей с руководителем Республики Крым.
Во всей же остальной России власти и оппозиция занимались выборами – губернаторов, депутатов заксобраний и гордум. Как раз с начала прошлой недели стартовала предпоследняя стадия избирательной кампании – агитация электората. Все четыре парламентские партии пока выступают не слишком активно, видимо, считая, что их народ и так знает. Однако все еще, конечно, впереди – недаром «Единая Россия» и КПРФ, как следует из опубликованного Центризбиркомом на минувшей неделе документа, резко увеличили затраты на пропаганду. Левые – в два раза, а правящая партия – и вовсе в пять раз. Впрочем, из малых партий в избирателя вложились немногие – «Патриоты России» взяли кредит, «Родина» получила пожертвования от юрлиц, а РПР–ПАРНАС – от граждан. Больше же половины российских политструктур на идущую кампанию никак не прореагировали – у них на счетах прежние нули. Что же касается содержания агитации, то, скажем, демократическая несистемная оппозиция на этих выборах решила говорить не столько о политике, сколько о социалке, ЖКХ, экологии и прочих региональных проблемах. Выступать же по поводу Крыма она будет лишь тогда, когда народ ее попросит.