Фото Reuters
Новости о сохранении культурного наследия звучат все тревожнее. В московском Манеже православные активисты испортили несколько выставочных экспонатов. В Сирии боевики ИГ казнили Халеда Асаада, знаменитого археолога, хранителя Пальмиры, которую они захватили в минувшем мае, – его тело повесили на колонне на главной пальмирской площади. Жуткий, бесчеловечный поступок, отбрасывающий в доцивилизационные времена.
В Москве же на прошлой неделе продолжали обсуждать погром выставки «Скульптуры, которых мы не видим» в Центральном выставочном зале «Манеж». Увы, несмотря на призывы общественности разобраться и защитить искусство, никаких конкретных решений вынесено не было. Обращение гендиректора музейно-выставочного объединения «Манеж» Ирины Толпиной опубликовано на сайте институции. С просьбой привлечь виновных к ответственности выступили, с одной стороны, директора музеев и, с другой стороны, кураторы, критики, искусствоведы, художники и музейные сотрудники. Глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский призвал руководство Главного управления МВД России по Москве взять расследование случившегося под «особый контроль» – хотя произошло это уже через несколько дней после погрома. Пострадавшие работы Вадима Сидура были переданы на экспертизу во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря, и специалисты подтвердили художественную ценность экспонатов. Тем не менее разбирательств правового характера с «активистами» до сих пор нет. Более того, до всяких обращений, в прошлое воскресенье отпущенные из полиции участники «Божьей воли» снова пришли к ЦВЗ «Манеж» митинговать. Странно при этом, что Министерство культуры (пусть МВО «Манеж» и входит в компетенцию московских властей, но Минкультуры как-никак – головное культурное ведомство) по поводу акта вандализма никак не высказалось.
Министр культуры Владимир Мединский обратился к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву и президенту Владимиру Путину, попросив сохранить в музеях посты полиции. Однако случилось это уже после выступления директора Эрмитажа, президента Союза музеев России Михаила Пиотровского, который первым откликнулся по поводу «очередной атаки маргинальных сил на права культуры» в Манеже и призвал музеи «провести учения по защите режима работы экспозиций собственными силами с учетом того, что с ноября сего года полиция прекращает физическую охрану музеев». У ЧОПа, сотрудники которого охраняли и манежную выставку, как известно, и полномочий, и навыков меньше, чем у полицейских. В пятницу на пресс-конференции руководитель департамента культурного наследия Минкультуры Михаил Брызгалов сделал заявление о том, что ситуация сдвинется с печальной точки. Однако «осторожный оптимизм» проблему пока не решил и музеи от ее последствий не оградит. Отметим, что с 2012 года региональные и муниципальные музеи не охраняются полицией.
В пятый раз за последние 13 лет сменился ректор Санкт-Петербургской консерватории. Скрипач Михаил Гантварг занимал эту должность с 2011 года и, казалось, был первым, кто смог прекратить междоусобные войны в коллективе. Гантварга попросили приехать в Москву во время его официального отпуска (он был вынужден прервать гастроли в Калифорнии), попросили написать заявление по собственному желанию. По словам ректора, ему не были предъявлены действительно серьезные причины, достойные лишения должности, и заявление писать он отказался. Министерство как учредитель имеет право расторгнуть контракт (он, к слову, истекает через несколько месяцев), что и было сделано. И.о. ректора назначен директор Музыкального училища им. Римского-Корсакова и доцент консерватории по классу виолончели Алексей Васильев. Как отреагирует на кадровые перестановки коллектив, станет ясно уже скоро – начало учебного года на подходе.