В конце минувшей недели ЦИК принял решение отправить подписи ПАРНАСа обратно в Кострому – для повторной проверки региональным избиркомом. Тот впоследствии принял решение допустить партию до выборов. Таким образом, Демкоалиция, которой попутно отказали от участия в магаданских выборах, вскоре будет бороться за места в Заксобрании Костромской области (см. «НГ» от 14.08.15).
Впрочем, сами демократы встретили новость неоднозначно, назвав решение «исходящим из федерального Центра» и вообще – политическим. Заметим, что ко второму риторическому приему они прибегают достаточно часто. При этом поначалу не совсем понятно было, какую оценку они этому дают – политически негативное или политически позитивное? Однако затем все прояснилось: по мнению зампреда РПР–ПАРНАС Ильи Яшина, костромской партсписок был восстановлен благодаря общественному давлению, а «власти решили, что из-за недопуска оппозиции на выборы ее (власти. – «НГ») имидж дискредитирован».
В Демкоалиции часто говорили и продолжают говорить, что в федеральном Центре ее побаиваются. Однако если исходить из слов встречавшегося с членами президентского Совета по правам человека Вячеслава Володина, все совсем не так (см. «НГ» от 12.08.15). Скорее уж наоборот – из рассказов правозащитников о встрече следует, что позиция Володина строится на следующем принципе: партия власти сейчас настолько сильна, что ни она, ни Кремль попросту не заинтересованы в каких бы то ни было махинациях. Так что логичнее было бы предположить, что ПАРНАСу дали шанс: может быть, чтобы оценить его возможности – или на худой конец чтобы снизить накал медийных и общественных страстей вокруг темы недопуска оппозиции к выборам.
Между тем не утихают страсти вокруг другой темы – приведенный в действие указ президента об уничтожении подпавшей под санкции еды встретил сопротивление не только интернет-сообщества, но и, наконец, коммунистов (см. «НГ» от 14.08.15). Последние, поначалу не высказывавшиеся по этой проблеме, внесли в итоге в Госдуму законопроект, предлагающий почти то же самое, к чему ранее призывали интернет-активисты: делиться едой с бедными. В КПРФ, правда, предложили заодно отправлять продукцию в Донбасс и в пострадавшие от конфликтов или бедствий страны. Для этого коммунисты рекомендовали властям брать санкционную пищу в госсобственность, чтобы затем направлять ее нуждающимся. Отдельной строкой в Компартии прописали, что речь не идет о потенциально опасной и скоропортящейся продукции.
В экспертной среде законопроект коммунистов расценили как действенную популистскую меру. Общество расколото в своем отношении к санкционной проблематике – это показали и недавние соцопросы. КПРФ встала на сторону тех, кто против уничтожения, одновременно заняв идейно и исторически выгодную для себя позицию борца за права нуждающихся. Таким образом, получилось, что в данном направлении коммунисты опередили и думских коллег, и несистемщиков, встав в определенном смысле в авангарде протеста. Однако в действенность их инициативы верится мало – до возвращения депутатов с каникул остается много времени, которое понадобится еще и на рассмотрение законопроекта. Впереди несколько месяцев, за которые импортеры могут отказаться от попыток ввоза санкционной продукции. А потому и ситуация выглядит так, что КПРФ стремится скорее к получению политических очков перед выборами.
Отметилась законопроектом и ЛДПР (см. «НГ» от 13.08.15). Либерал-демократы внесли в нижнюю палату парламента инициативу, предлагающую формировать региональные правительства из представителей как минимум трех имеющихся в заксобраниях партий. Обоснование этому они дали следующее: в обществе растет недовольство из-за того, что в исполнительные органы власти попадают исключительно представители «Единой России», а допуск еще как минимум двух политструктур может это давление ослабить. Впрочем, если учесть, что две другие силы – это как раз коммунисты и либерал-демократы (в редких случаях – эсэры), то выйдет, что посыл либерал-демократов тот же, что и у коммунистов по поводу санкционной еды: мол, делиться надо.