Самая обсуждаемая персона прошедшей недели – Сергей Филин, художественный руководитель балета Большого театра. Новость, с ним связанная, появилась на информационных лентах в четверг утром: контракт его истекает 18 марта 2016 года и продлен не будет. По общему соглашению сторон, то есть – без обид. Генеральный директор Большого Владимир Урин отметил, что балетная труппа при Филине пополнилась хорошими солистами, а репертуар – новыми поставленными для Большого театра балетами, среди них – несколько мировых премьер. Сергей Филин оценивает ситуацию трезво и говорит, что ситуация, когда пятилетний контракт подходит к концу и не продлевается, вполне логичная. Пожалуй, за несколько последних лет, если не десятилетий, это одна из цивилизованно оформленных отставок. К тому же, возможно, Сергей Филин останется работать в театре, правда, пока неизвестно, в каком качестве.
Другое дело, что вместе с окончанием контракта Филина будет аннулирована и его должность – отныне балет Большого театра останется без худрука. Будет введена лишь должность директора труппы, в чьи обязанности будет входить только административная работа. Доля участия этого менеджера в формировании творческих планов театра не совсем ясна, хотя, по словам Урина в интервью ТАСС, в обязанности директора балета будет входить и выработка репертуарной стратегии совместно с руководством театра. Кто возглавит балетную труппу Большого, станет известно уже в сентябре.
А вот еще одна отставка этой недели: Анастасия Голуб, директор Гоголь-центра, была уволена с занимаемой должности по собственному желанию. Напомним, Голуб сменила предыдущего директора Алексея Малобродского и, как это часто делается при вступлении руководителя организации в должность, провела бюджетную проверку, в ходе которой были выявлены серьезные финансовые нарушения. За те несколько месяцев, что провела Анастасия Евгеньевна в кресле руководителя, сменилось и начальство Департамента культуры, вместе с ними и аннулировались договоренности Гоголь-центра с Сергеем Капковым (можно предположить, что экс-глава Департамента культуры предоставил Голуб временной люфт для решения проблем экономического толка). Отношения с администрацией Александра Кибовского привели к увольнению Голуб по собственному желанию. Исполняющим обязанности директора театра по существующему законодательству был назначен Кирилл Серебренников, который это назначение не принял.
Вот как он прокомментировал ситуацию на своей странице в Facebook: «Скажу только, что из Департамента культуры мне пришла бумага, по которой они меня назначают директором театра вместо нее. Вот что я им ответил: «Я отказываюсь выполнять возложенные вами на меня обязанности директора театра, так как, чтобы быть директором, надо разбираться в экономике и многих других вопросах (да и это не спасает!). А я в этом не разбираюсь. Кирилл Серебренников. 24 июля 2015 года». В свою очередь, пресс-служба департамента сообщила, что никаких официально зарегистрированных писем от худрука Гоголь-центра не поступало. Новый директор театра, говорят в ведомстве, будет назначен не раньше середины августа на совете директоров московских театров.
Ситуация непростая. Хочется, однако, верить в то, что Серебренников отнесся к ней слишком эмоционально и неверно трактует действия департамента как способ давления на «неугодного режиссера». В конце концов нового директора найти не так сложно, как нового худрука. А терять Серебренникова, чьи спектакли этим летом с успехом шли во французском Авиньоне и отечественном Большом театре, и вместе с тем институцию нового формата, какой стал Гоголь-центр, ни в чьих интересах. Конечно, творческие натуры – тонкие, и общаться с ними, наверное, сложнее, чем с дорогими сердцу, но бессловесными памятниками. Думается, и Александр Кибовский это понимает.
А вот в Крыму разгорается скандал – кажется, первый после присоединения полуострова к России. На днях губернатор Крыма Сергей Меняйло представил коллективу заповедника «Херсонес Таврический» нового директора – благочинного Севастопольского округа, протоиерея Сергия Халюту. Предыдущий директор Андрей Кулагин был уволен губернаторской волею, свои претензии к экс-руководителю Меняйло обнародовать отказался. Сотрудники заповедника открыто заявили протест, подчеркнув, что назначение церковного человека противоречит научной политике музея, предусматривающей баланс церковной и светской культуры. «Мы уверены, что назначение на пост директора заповедника человека, далекого от науки и тем более представляющего интересы Церкви, может нанести ущерб Херсонесу, – отмечается в открытом обращении сотрудников заповедника к правительству Севастополя.