Фото Reuters
На прошлой неделе неназванный источник в российском Минобороны заявил Интерфаксу, что большой войны (надо полагать, ракетно-ядерной. – «НГ») в ближайшей перспективе не предвидится, а вот локальные вооруженные конфликты совсем даже не исключены. В общем, как мог успокоил общественность. Вот только непонятно, откуда уверенность, что так называемые маленькие войны и конфликты невысокой интенсивности не перерастут в полномасштабную войну со всеми вытекающими последствиями? По крайней мере прежде военно-политическое руководство страны подобных гарантий не давало. Наоборот, было четко заявлено: поскольку военный перевес в обычных средствах вооружения на стороне Запада, Россия в выборе средств защиты деликатничать не станет. Не удастся ограничиться и применением только тактического ядерного оружия, от обилия которого трещат арсеналы обеих сторон. Так что надеяться, будто все обойдется по-джентльменски – «ограниченной ядерной войной» на тактическом уровне, не приходится.
В так называемые маленькие войны с трудом верится еще и потому, что уж очень большие силы собраны в настоящее время у наших западных рубежей. Даже по самым скромным подсчетам, США уже перебросили в страны Восточной Европы около 2 тыс. единиц тяжелой боевой техники – вполне хватит на бронетанковое побоище наподобие битвы под Прохоровкой. И это только видимая часть приготовлений. По некоторым данным, воздушные и морские транспортные средства сегодня с завидной регулярностью снуют между американским и европейским побережьем, и только один Пентагон в курсе, что у них в трюмах и грузовых отсеках.
Насколько известно, Договор об обычных вооруженных силах в Европе потерял актуальность, как только восточноевропейские государства вместе со своими долями боевой техники и вооружений, доставшимися им при разделе военного имущества СССР, парадным строем двинули в НАТО. Ну а нынешний этап милитаризации Европы проходит под тезисом о так называемой российской военной угрозе и напрямую связан с событиями на юго-востоке Украины, где якобы донецкие и луганские ополченцы противостоят националистическим батальонам и подразделениям ВС Украины. На самом деле этот конфликт уже давно вышел за рамки локального и превратился в международный. Американцы даже не скрывают, что натаскивают на Яворовском полигоне под Львовом украинских военнослужащих, да и Россия, хотя это и не декларируется открыто, конечно же, не стоит в стороне. Такая же картина и с поставками вооружений. По последним данным, сенатор Джон Маккейн все-таки продавил решение о поставках Украине летального оружия. И вообще складывается впечатление, будто Киев чувствует себя весьма по-свойски в американских арсеналах. Буквально на днях Петр Порошенко, напомнив Вашингтону о Будапештском меморандуме, согласно которому украинское государство отказалось от ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности страны, потребовал, от США 1240 противотанковых ракетных комплексов Javelin – по числу ядерных боеголовок, которые Украина передала в 1994 году России. Чем еще могут снабдить Киев новые товарищи по оружию, сплотившие ряды в антироссийской коалиции, можно только догадываться.
Понятное дело, что Москва не намерена оставаться безучастной к этому весьма опасному военно-интеграционному процессу и тоже ищет союзников. К таким объединительным инструментам с полным основанием можно отнести и стартовавшие на прошлой неделе Армейские международные игры (АрМИ-2015), в которых принимают участие команды из 17 стран, в том числе Ангола, Венесуэла, Китай, Армения, Казахстан, Пакистан, Белоруссия и Египет. Состязания проходят в трех военных округах страны, а морская часть за «Кубок Каспия–2015» набирает обороты в акватории и на побережье Каспия.
Завершатся АрМИ-2015, которые за масштабы и помпезность уже окрестили Военной олимпиадой, через две недели на полигоне в Алабино вручением команде-победительнице кубка «Военно-мирных состязаний». Название главной награды, конечно же, в высшей степени политкорректное, но суть от этого не меняется: в ответ на военную консолидацию Запада мы тоже собираемся сколотить какой-никакой военно-политический союз.
Но, к сожалению, без накладки, причем трагической, уже не обошлось. Вчера на аэродроме полигона Дубровичи в Рязанской области при выполнении пилотажной группой «Беркут» демонстрационных полетов потерпел катастрофу вертолет Ми-28. Один пилот погиб, состояние второго оценивалось как удовлетворительное. И прежде на учениях случались чрезвычайные происшествия с человеческими жертвами, но тут случай особенный – не самый лучший вариант начинать Международные военные игры с трагедии…
Традиционно не обошелся без мелких происшествий и День Воздушно-десантных войск, который в минувшее воскресенье страна отмечала в 85-й раз. Но это уже стандартная ситуация, к которой все привыкли и которую просто надо пережить. К тому же представителям «Войск дяди Васи» на этот раз действительно есть что отмечать: десантникам наконец-то стала поступать новая боевая техника. Так что за исход любой маленькой войны мы можем быть спокойны. Лучше парашютистов здесь никто не сработает.