Только в самом начале прошедшей недели у Владимира Путина была возможность заняться внутрироссийскими делами: все остальное его время отняли саммиты БРИКС и ШОС в Уфе, а также персональные встречи с лидерами государств. Тем не менее российский президент успел поручить председателю Счетной палаты Татьяне Голиковой еще жестче следить за эффективностью государственных расходов. Сам глава государства не намерен оставаться в стороне: материалы о легкомысленном отношении к госказне, полученные от главного госконтролера, он пообещал внимательно изучить.
На прошлой неделе Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) получила упрек как раз за неээфективность. В докладе Института проблем современного общества утверждается, что ФСИН это шестое ведомство по затрачиваемым бюджетным средствам, на социальные министерства и даже МЧС идет меньше отчислений. Однако свои главные задачи – нормальное содержание заключенных, их трудотерапию и, следовательно, в той или иной степени исправление ФСИН выполняет не слишком успешно. Например, в последние годы доля повторно осуждаемых выросла с 51 до 64%, а количество условно освобожденных граждан, наоборот, сократилось. Впрочем, если пристально разобраться и с некоторыми другими госструктурами, то тоже можно сделать вывод о напрасной трате на них народных денег.
Недаром, как выяснилось на прошедшей неделе из свежего исследования Левада-Центра, относительное большинство опрошенных граждан не считают российскую власть своей. В целом 60% респондентов сказали, что обществу она не подотчетна, а отвечая на вопрос, чем же вообще занимается руководство страны, 58% сказали – поддержанием собственного пребывания у руля государства. В то же время 72% заявили, что «власть должна заботиться о людях». При этом социологи отмечают один из самых низких за 10 лет потенциал протеста – 76% заявили, что массовые выступления маловероятны.
Специалисты отдельно указали, что рейтинг 89% доверия к президенту на фоне массового недоверия к власти вовсе не является каким-то парадоксом. Это скорее измеренный в цифрах основополагающий миф российской государственности – царь хороший, да бояре плохие. Россияне выводят Путина за скобки власти много лет подряд. Однако, как стало понятно на ушедшей неделе, специалисты по социологии и политтехнологии уже видят край этого процесса. Рейтинг главы государства поднялся до такой высоты, что дальше ему предстоит или улететь за облака, что окончательно подорвет его значение как политического инструмента, или снизиться до научно объяснимой величины. Тут, впрочем, для Кремля возникнет проблема объяснения такого снижения.
В оппозиционной среде в путинский рейтинг не верят уже сейчас. На прошедшей неделе эксперты Комитета гражданских инициатив разбирались с недавно внесенными в Госдуму поправками к закону о полиции. Резкое усиление силовых полномочий этого ведомства оппозиция считает знаком того, что российская власть сама не верит в нынешнюю стабильность и готовится к массовым протестам, намереваясь не допустить провалов, которые допустила в прошлом году власть украинская. Заметим, кстати, что именно на прошлой неделе еще одна законодательная инициатива была посвящена применению оружия сотрудниками ФСБ. Как оказалось, последние 20 лет им было достаточно лишь внутриведомственного акта на этот счет, а сейчас вдруг было решено, что надо все подробности прописать в законе.