0
4950
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

07.06.2015 18:37:00

В культуре. "Волшебная флейта" и школьники, смена директора в Архангельском и вираж в карьере Бориса Мездрича

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Марина Гайкович – заведующая отделом культуры «НГ»

Тэги: новая опера, премьера, волшебная флейта


новая опера, премьера, волшебная флейта Фото со страницы премии "Золотая маска" в социальной сети

В минувшую пятницу прошло необычное представление оперы Моцарта «Волшебная флейта». Спектакль был поставлен в рамках работы «Института театра» (проект фестиваля «Золотая маска» и Центра им. Вс. Мейерхольда) совместно с театром «Новая опера». Суть эксперимента заключалась в том, чтобы основными участниками и даже создателями спектакля были дети, ученики общеобразовательных школ и гимназий. Под присмотром и руководством взрослых, разумеется. Режиссер Наталия Анастасьева-Лайнер, художник Этель Иошпа и драматург Екатерина Поспелова адаптировали оперу (или, точнее, зингшпиль) Моцарта для детского восприятия. Но так, сказала режиссер в разговоре с корреспондентом «НГ», чтобы не было никакого сюсюканья, упрощения, излишних сокращений и проч. – чтобы все по-настоящему, серьезно. Чтобы не утренник – а настоящий полноценный спектакль. 

Надо сказать, цели своей постановщики добились. Сцена разделена на четыре ключевых для оперы понятия-сегмента: «тьма» (с месяцем в качестве логотипа), «подвиг» (меч), «любовь» (сердечко) и «свет» (солнце). Каждый сегмент представляли ключевые герои оперы: Царица ночи, Тамино, Памина и Зарастро, со своими кланами (это как раз и были дети). Для усиления контекста «закулисья» были введены два персонажа – пожарник и врач, которые, конечно, пытались предотвратить всяческие взрывоопасные или просто опасные ситуации, во втором действии они сыграли двух жрецов, ведущих героев через испытания. Солисты – студенты Академии хорового искусства – пели на немецком языке, но чтобы маленьким слушателям было понятно, о чем речь, спектакль вела режиссер, сообщая аудитории, в какую ситуацию попали герои. Все декорации были сделаны из картона, скотча и цветной бумаги – руками детей: десятки звездочек, сердечек, мечей, цветочков, огромный змей из коробок и даже воздушный шар (с ремаркой: «Моцарт все самые свежие изобретения тащил в свои оперы»). Получился действительно внятный и зрелищный спектакль. Надо сказать, что мизансцены с детьми не были примитивными, ни одна из них не была смазана, никто не ошибся! Да и вообще погружение школьников в тайны театра – бесценно. Остается добавить, что взрослые работали за минимальные гонорары, декорации и костюмы обошлись в 24 тыс. руб., а службы «Новой оперы», включая Камерный оркестр, оркестр «Инструментальная капелла» Московской областной филармонии под руководством дирижера Ильи Вашерука, согласились работать бесплатно.

Две другие новости прошедшей недели связаны с кадровыми рокировками. Новым директором музея-усадьбы «Архангельское» неожиданно был назначен Вадим Задорожный. Он, владелец крупнейшего в стране частного Музея техники (расположенного, кстати, недалеко от Архангельского), сменил в директорском кресле Архангельского уволенного Минкультом Андрея Бусыгина. Впрочем, в официальном комментарии, который дал директор Департамента культурного наследия Минкульта Михаил Брызгалов, сообщается, что Бусыгин ушел «по собственному желанию». Напомним, Бусыгин, прежде чем прийти в Архангельское в 2013 году, занимал пост замминистра культуры, он же в апреле текущего года подписал архитектурно-градостроительную концепцию развития музея-усадьбы, которая предусматривала строительство на усадебных территориях гостиницы, спа- и фитнес-центра, автостоянок и прочих туристических радостей. 

Почему новым руководителем усадьбы стал директор частного Музея техники, непонятно. Но если обратиться все к тому же комментарию Брызгалова, дело, судя по всему, в столь любимом министерством музейном менеджменте – музей Задорожного, по словам Брызгалова, «чрезвычайно популярный среди посетителей», а еще перед новым директором поставили конкретную цель – превратить Архангельское в «русский Версаль». В разговоре с телеканалом «Культура» Бусыгин сказал, что новое руководство продолжит его дело. Как именно? Если добьется смены статуса этого уникального архитектурного комплекса – с охраняемого объекта культурного наследия на «достопримечательное место», строительство на территории памятника будет узаконено. Что касается Задорожного, по сообщению агентства Regnum, «массовая вырубка деревьев на Аллее ветеранов 1945 года в охранной зоне вдоль Ильинского шоссе была проведена по инициативе руководства Музея техники»…

Не секрет, что Министерство культуры сейчас активно занимается сферой туризма, а в том, что касается, например, музеев, критерием успешности считает посещаемость. Но уже неловко повторять банальные вещи: Архангельское, на территории которого и так уже появились незаконные строения, привлекательно и с точки зрения того же туризма именно своей уникальностью как старинного ансамбля. А ансамбль – это ведь про цельность и аутентичность, не про элитные удобства, спа, гостиницы и проч. Это вопрос не только к руководителям Архангельского, но и в не меньшей степени к Министерству культуры.

Борис Мездрич, экс-директор Новосибирского театра оперы и балета, несколько часов на прошлой неделе поработал исполнительным директором санкт-петербургского театра «На Литейном». После объявления новости в СМИ не прошло и дня, как появились новые вводные: комитет по культуре Ленинградской области это назначение не согласовывал, поэтому считает его недействительным. Вот так один из самых уважаемых директоров России продолжает расплачиваться за «Тангейзера».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2030
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1297
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
960
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1263

Другие новости