Фото Reuters
В конце прошедшей недели Кремль заявил, что губернаторов, отпросившихся у президента на досрочные выборы, больше не будет. Это стало известно после того, как Владимир Путин подписал соответствующие указы в отношении руководителей Смоленской и Архангельской областей Алексея Островского и Игоря Орлова. Таким образом, 13 сентября губернаторские кампании пройдут в 21 регионе страны.
Для представительной власти и правозащитного сообщества минувшую неделю в основном можно назвать уголовно-экономической. Например, «Единая Россия» в ее начале внесла в Госдуму поправки в Уголовный кодекс (УК) о корректировке некоторых его норм о мошенничестве – в том числе «предпринимательской» статьи 159.4. В конце недели законопроект был принят в первом чтении. Депутаты спешат для того, чтобы успеть выполнить ультимативное постановление Конституционного суда, пояснившего, что если УК не будет исправлен должным образом, то статья 159.4 потеряет силу 11 июня, а вместе с ней и более льготный для бизнесменов порядок привлечения к ответственности. Правительство к задумкам депутатов отнеслось скептически, потребовав более строго наказывать тех, кто обижает простых граждан, – до 10 лет лишения свободы.
Развернулась на прошлой неделе в ГД и борьба с принципом преюдиции, то есть запретом любому суду подвергать сомнению содержание прежде вынесенных приговоров. Этот принцип стал бичом для бизнеса и оппозиции, представителей которого нередко судят, по сути, без презумпции невиновности. Профильный комитет рекомендовал ко второму чтению предложение отменить преюдицию для двух случаев: сделки со следствием, когда за сдачу подельников человеку выходит скидка, и особого порядка судопроизводства, когда обвиняемый сам признает свою вину, а следователям остается это лишь оформить. Так что когда закон этот будет принят, то правоохранителям придется отказываться от вредной привычки «раскрывать» преступления по преюдиционной цепочке. Напомним, что сейчас количество дел, рассматриваемых в упрощенном порядке, составляет более 60% от общего числа.
Предложения по либерализации УК нашлись и у правозащитников, которые предлагают обязать следователей в случае подачи ходатайства в суд об аресте предпринимателя не позднее двух часов после этого уведомлять бизнес-омбудсменов о возможном задержании. У последних должны появиться полные спецреестры «задержанных, следственно-арестованных и осужденных предпринимателей». Проблема, оказывается, в том, что сейчас арестованного дельца могут перевезти для следственных действий в другой регион, после чего его след для коллег, родственников и даже адвокатов надолго теряется.
Между тем если бизнесу у нас все предлагают то или иное послабление, то общественным организациям – на этот раз международным – прописано очередное ужесточение. В конце прошедшей недели президент незамедлительно подписал только что одобренный парламентом закон о возможном присвоении в России той или иной неправительственной организации статуса «нежелательной». Госдеп США уже заклеймил это новое ущемление демократических свобод.