Кадр из фильма «Номер 44/Child 44» (реж. Даниэль Эспиноса, 2015)
Прошедшая неделя началась с очередного киноскандала: с проката накануне премьеры был снят фильм «Номер 44». Такое решение, согласно официальному заявлению Минкульта, приняли сами российские дистрибьюторы ленты, компания «Централ Партнершип». Повнимательнее всмотревшись в содержание фильма Дэниеля Эспинозы на специальном, с участием министра Владимира Мединского, показе, прокатчики якобы самостоятельно убедились, что такую – искажающую и порочащую советскую историю – ленту российским зрителям накануне 70-летия Победы видеть не стоит. Хотя речь в «Номере 44» идет вовсе не о войне, а послевоенном времени, а упрекнуть фильм можно разве что в дурновкусии. Здесь вырисовывается мрачная атмосфера сталинского террора – ее накануне 70-летия Победы, очевидно, не хотелось бы афишировать. И в этом, заметим, есть резон – не слишком удачно прокатчик выбрал время для премьеры. Запрет этот, впрочем, по мнению успевших увидеть «Номер 44» на единственном показе, сыграет картине только на руку. Вышедший в прокат, он едва ли собрал бы хоть какую-то внушительную кассу и вызвал бы разве что добрый смех немногочисленных зрителей. Теперь же даже те, кто не собирался в кино, наверняка скачают фильм в Сети.
В середине недели Владимир Мединский разрулил ситуацию в псковском театре, одобрив инициативу создания худсовета. Премьера спектакля «Банщик», вокруг которой разгорелся скандал в театре (артисты, не согласные с концепцией режиссера, написали письмо министру), состоится – но месяцем позже, в мае.
На этой неделе объявил свою программу Каннский кинофестиваль, который в этом году пройдет с 13 по 24 мая. Впервые с 1987 года смотр откроется фильмом женщины-режиссера – картиной «С высоко поднятой головой» француженки Эммануэль Берко с Катрин Денев в главной роли. Среди наиболее ожидаемых конкурсных работ: «Макбет» Джастина Курзеля с Майклом Фассбендером, картины итальянских мастеров «Моя мать» Нанни Моретти, «Молодость» Паоло Соррентино и «Сказка сказок» Маттео Гарроне, «Кэрол» американца Тодда Хэйнса с Кейт Бланшетт, «Лобстер» предводителя «новой греческой волны» в кино Йоргоса Лантимоса и, наконец, долгожданный новый фильм Гаса Ван Сента «Море деревьев» с Мэттью МакКонахи. Всего в основной конкурс попали 17 фильмов. Не менее интересной, как всегда, оказалась программа внеконкурсных и специальных показов. Здесь можно будет увидеть премьеру нового «Безумного Макса» с Томом Харди, «Иррационального человека» Вуди Аллена и режиссерский дебют актрисы Натали Портман – «Повесть о любви и тьме».
Почти одновременно с Каннским свою программу объявил третий российский фестиваль дебютов «Движение», который на следующей неделе пройдет в Омске. Фильмом открытия в этот раз станет снятая Климом Шипенко история о старшекласниках, заработавших первый миллион на сомнительных сайтах и рекламе в Интернете, – «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota». Помимо этого, в конкурс попали фильмы «Поездка к матери» Михаила Косырева-Нестерова, одну из ролей в котором сыграла звезда «Жизни Адель» Адель Экзаркопулос, документальная лента журналиста Романа Супера «На кончиках пальцев» о неизлечимо больной девушке и ее борьбе за жизнь, а также две серии «Красных браслетов» – снятой Натальей Мещаниновой адаптации испанского сериала о детской больнице. К слову, сериальную программу «Движения» можно назвать чуть ли не самой интересной в рамках фестиваля – тем более что актерский состав многосерийных проектов поистине впечатляет. В Омске в этом году можно будет увидеть пилотные серии «Озабоченных» Бориса Хлебникова с Марией Шалаевой и Юрием Колокольниковым, «Измен» Вадима Перельмана с Еленой Лядовой, «Тайн города Эн» Николая Хомерики с Анной Чиповской. Свой новый проект «Не телки» представят создатели «Интимных мест» Алексей Чупов и Наталья Меркулова, а Алексей Агранович – литературный образовательный сериал «Главкнига».
В минувший четверг в Театре кукол имени С.В. Образцова чествовали Нину Шмелькову, актрису, игравшую Багиру в «Маугли», Еву в «Божественной комедии», колоратурное сопрано в «Необыкновенном концерте». Актеров театра кукол вообще очень редко знают, если они, конечно, не выходят из-за ширмы, чтобы сняться в кино, например, как Зиновий Гердт. Но собранная замечательная киноистория актрисы, работавшей в легендарном театре «Жаворонок», который в 70-е был соразмерен «Современнику» и Таганке, убеждала в том, что перед нами – выдающаяся, может быть, великая актриса, всю жизнь посвятившая театру кукол.