Наиболее заметные события минувшей недели произошли в пятницу, 13-го. Совет директоров Центробанка (ЦБ) решил снизить ключевую ставку с 15 до 14% годовых. Напомним, в середине декабря ЦБ резко поднял ключевую ставку с 10,5 до 17% годовых, и это шокировало всех участников рынка. Затем, в январе, мегарегулятор неожиданно снизил ставку до 15% годовых. И теперь ЦБ сделал еще один шаг в сторону смягчения денежно-кредитной политики.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина пояснила, что мегарегулятор учитывал баланс инфляционных рисков и рисков замедления экономического роста. Как решили в ЦБ, несмотря на то что годовая инфляция уже почти достигла 17%, наибольшую опасность для страны представляет сейчас не она, а экономический спад. «Очевидно, что попытка снизить инфляцию любой ценой была бы недальновидной стратегией», – признала Набиуллина.
Но, кажется, даже в самом ЦБ пока не очень верят в эффективность собственных мер. Хотя мегарегулятор и пошел на смягчение денежно-кредитной политики, чтобы немного оживить экономику, по большому счету это не спасет страну от нескольких лет экономического спада. Да и инфляция тоже почти не реагирует на изменение ставки: что при 17%, что при 14% инфляция остается высокой, и лишь в 2017-м она каким-то чудом должна приблизиться к целевому показателю ЦБ – 4% в год.
В пятницу ЦБ обнародовал два сценария для экономики РФ – базовый и рисковый. По базовому сценарию, в 2015 году инфляция будет в диапазоне 12–14%, в 2016-м – около 5,5–7,5%, в 2017-м – ближе к 3–5%. Экономический спад при этом составит в 2015 году 3,5–4%, в 2016-м – 1–1,6%, а в 2017-м ВВП наконец начнет расти сразу на 5,5–6,3%.
Рисковый сценарий предполагает, что в 2015 году инфляция будет в диапазоне 17–19%, в 2016-м – 7,2–9,2%, в 2017-м – 3,2–5,2%. ВВП при этом сократится в 2015 году сразу на 5,3–5,8%. Хотя уже в 2016-м случится отскок, экономический рост будет в пределах 0–0,5%. Как объясняют в ЦБ, причина отскока – «более быстрая структурная перестройка экономики». Видимо, специалисты Банка России уверены, что резкий обвал для страны даже полезнее, чем постепенное сползание в рецессию. В 2017 году, согласно рисковому сценарию, рост ВВП составит 2–2,5%.
Второй сценарий реализуется в случае дальнейшего снижения цен на нефть (до 40–45 долл. за баррель нефти марки Urals) и сохранения их на этом уровне в течение нескольких лет.
Набиуллина уточняет, что сейчас наиболее вероятен базовый сценарий. В нем заложено, что нефть Urals в 2015 году будет стоить 50–55 долл. за баррель, а к 2017 году она подорожает до 70–75 долл. за баррель.
Однако надежды Центробанка на реализацию именно базового сценария могут не оправдаться. Как сообщило в пятницу агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники, топ-менеджеры крупнейших нефтедобывающих компаний США на прошлой неделе встретились с представителями Белого дома. Они просили Белый дом отменить действующий в США уже более 40 лет запрет на экспорт нефти.
Если американские власти пойдут навстречу нефтедобывающим компаниям и отменят эмбарго, тогда на мировой рынок хлынет поток американской нефти, и это естественным образом приведет к новому обвалу нефтяных цен. Как сообщают информагентства, сейчас в США стоимость нефти примерно на 10 долл. ниже цены эталонных контрактов на мировом рынке.
Но даже если американские власти не разрешат этим компаниям экспортировать нефть, рынки все равно могут негативно отреагировать даже на саму новость о таких беседах в Белом доме. Собственно, эту реакцию уже видно по биржевым сводкам. Цены на нефть марки Brent сейчас почти каждый день медленно, но верно снижаются. При этом за одну только минувшую пятницу они обвалились сразу более чем на 4%. Brent опустилась ниже психологически важной отметки 55 долл. за баррель. Это значит, что Urals сейчас стоит еще меньше.
Еще один фактор снижения нефтяных цен на мировом рынке – рекордные за последние 80 лет запасы нефти в США. Ранее Министерство энергетики Соединенных Штатов сообщило, что коммерческие запасы нефти в США выросли до 425,6 млн барр. Такие запасы дают США возможность импортировать значительно меньше топлива, чем раньше.
В пятницу Набиуллина попыталась все же снять с мегарегулятора ответственность за экономический рост РФ. «Только мерами денежно-кредитной политики всех экономических проблем не решить», – сказала она. Как следовало из ее объяснений, на экономический рост влияют также структурные факторы, и властям нужно найти какие-то еще драйверы для восстановления экономики.
Об источниках роста говорили в конце недели и в другом ведомстве – в Минфине. По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, российский ВВП теряет в своей динамике 0,3 процентного пункта из-за того, что у страны нет надежного источника длинных денег, которые можно было бы инвестировать в долгосрочные проекты. Важнейший источник таких длинных денег – это, по словам Моисеева, пенсионные накопления граждан.
Тем самым в правительстве с новой силой разгорается спор вокруг обязательного накопительного компонента пенсий: социальный блок предлагает его ликвидировать, а финансовый – сохранить. Правда, в Минфине не уточнили, как быть с низкой доходностью пенсионных накоплений. Как сообщил в среду Пенсионный фонд, средняя доходность пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию в 2014 году составила 0,94%. Инфляция в 2014 году была 11,4%.