Дмитрий Хворостовский в роли Демона. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
Центральная новость прошедшей недели – международная: в Берлине начался знаменитый кинофестиваль. Здесь все традиционно: интересное кино, звездное жюри и звездные гости, необыкновенный интерес публики, готовой устраиваться на ночь в спальных мешках около окошка кассы. Ежедневные отчеты корреспондента «НГ» Наталии Григорьевой выходят в газете и на сайте – там вся актуальная информация и рецензии на фильмы. А в Москве тоже хорошие фестивальные новости. Министерство культуры подготовило поправки в Закон «О государственной поддержке кинематографии», и один из пунктов документа касается вопросов прокатных удостоверений: отечественные фильмы на российских фестивалях можно будет показывать без прокатного удостоверения. «Учитывая, что фестиваль – это смотр, на который отбирают фильмы, где есть жюри и который проводится не более 10 дней, мы посчитали получение прокатных удостоверений в данном случае излишним», – объяснил заместитель министра культуры Григорий Ивлиев.
Московская филармония с успехом опробовала новый подход к формированию репертуарной политики. Около месяца назад начал функционировать новый зал на юго-западе города, в Олимпийской деревне. Скептики опасались, что репертуар зала также будет формироваться по периферийному принципу, однако директор филармонии Алексей Шалашов в своих комментариях всегда подчеркивал обратное. Действительно, в Филармонии-2 за прошедший месяц выступили Денис Мацуев, Николай Луганский, Госоркестр, Российский национальный оркестр и другие известные коллективы.
Учитывая географическое расположение площадки, по мнению Шалашова, стало возможным одну и ту же программу исполнить дважды – в центре (Концертном зале им. Чайковского) и на окраине. Первой ласточкой оказался проект с участием Дмитрия Хворостовского: сценическая версия оперы «Демон» (совместно с артистами «Геликон-оперы» и режиссером Дмитрием Бертманом) была показана даже трижды, с аншлагом. Конечно, присутствие звезды и первое за долгие годы выступление баритона в оперном жанре, к тому же в коронной партии, интерес публики подогрели. Но и продемонстрировали жизнеспособность нового подхода к формированию репертуара. Отметим, что такой принцип на руку и творческим коллективам, чьи временные затраты на подготовку программы окупаются возможностью представить ее как минимум дважды.
Еще одна новость из мира музыки: в завершающую стадию входит подготовка к проведению XV Международного конкурса им. Чайковского. На оргкомитете было решено продлить прием заявок до 1 марта – будем надеяться, это связано не с фактом отсутствия интереса исполнителей к главному российскому музыкальному конкурсу, а с желанием организаторов собрать выдающийся состав участников (зачастую самые талантливые просыпаются в последнюю минуту). В рамках празднования 175-летия со дня рождения Чайковского по инициативе вице-премьера правительства Ольги Голодец объявлено о проведении двух детских конкурсов – в музыкальных (на лучшее исполнение) и общеобразовательных (на лучший рисунок) школах. Победители поедут в Москву на финальный тур и гала-концерт лауреатов взрослого Конкурса им. Чайковского.