Фото Reuters
Для российского президента прошедшая неделя как началась с телефонных переговоров по Украине с западными лидерами, так ими же и закончилась. С канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом Владимир Путин обсудил сначала резкое обострение ситуации в Донбассе, а затем уже и меры по ее урегулированию. Риторика российской власти в адрес Киева на прошлой неделе в очередной раз ужесточилась, причем в этом поучаствовал и глава государства.
На встрече со студентами Горного университета в Санкт-Петербурге Путин, отвечая на вопрос о том, как наша страна может помочь донецким студентам, высказался и в целом о политике центральных украинских властей. Особенно жестко он отозвался о силовых структурах этой страны. «Это иностранный легион, в данном случае иностранный натовский легион, который, конечно, не преследует национальных интересов Украины. Там совсем другие цели, связаны они с достижением геополитических целей сдерживания России, что абсолютно не совпадает с национальными интересами украинского народа», – заявил президент РФ.
А потом он пообещал, что в России будут в скором времени поправлены нормы миграционного законодательства, чтобы украинской молодежи легче было именно у нас уклоняться от призыва в армию. В день же освобождения Освенцима, на празднование 70-летия которого Путина, как известно, официально не пригласили, он специально вспомнил пособников нацистов, в том числе украинских бандеровцев. И перебросил от них мостик к современности: «И конечно, все мы хорошо знаем, как опасны и разрушительны двойные стандарты, равнодушие и безразличие к чужой судьбе. Как, например, в случае с сегодняшней трагедией на юго-востоке Украины, где в течение многих месяцев хладнокровно расстреливают мирное население Донбасса».
Двойные стандарты, впрочем, активно развиваются и в нашей стране. На прошедшей неделе опять обострилось внимание государства к некоммерческим организациям, исполняющим, по мнению властей, функции иностранных агентов. С одной стороны, официально заявляется, что они врагами не считаются, им просто нужна отдельная регистрация. Однако действия против них ведутся властями почти что боевые. Например, как оказалось, Минюст вовсе не торопится с изменениями в законодательство, которые позволили бы тем НКО, которые отказались от зарубежного спонсорства, беспрепятственно покидать спецреестр.
Продолжило регистрирующее ведомство и разбирательства с обществом «Мемориал». Хотя на прошлой неделе Верховный суд отказал Минюсту в удовлетворении иска о ликвидации этой структуры, тот счел необходимым пояснить, что претензии к ней все равно остаются. Министр юстиции Александр Коновалов описал ситуацию так: мол, крови «Мемориала» мы не хотим, но требования закона он выполнять обязан в любом случае. При этом к другим общественным объединениям – религиозным или, скажем, спортивным – нормы того же самого закона почему-то так же неукоснительно не применяются.
На прошедшей неделе продолжалось и правоохранительное давление на гражданских активистов, выходящих на улицу с различными протестами. Власть вообще-то ожидает радикализации населения, сильно огорченного текущими экономическими неурядицами. Однако пока федеральный Центр рекомендует регионам протесты не запрещать, а различными способами нейтрализовывать. Например, президент на совещании с руководителями субъектов РФ призвал их проводить открытую политику, максимально полно объяснять гражданам свои решения. Впрочем, уже просыпается и политическая оппозиция режиму, решившая все-таки попытаться оседлать протестные настроения людей. Однако заявленный блогером Алексеем Навальным на 1 марта антикризисный марш пока, похоже, имеет в виду в основном протест от пресловутых «рассерженных горожан», а не широких народных масс.