Фото с официального сайта Русской православной Церкви
Патриарх Кирилл в четверг выступил перед депутатами Государственной думы на открытии Рождественских парламентских чтений. Глава РПЦ повторил многие идеи, которые давно высказываются представителями Церкви, но в этот раз он напрямую сообщил собранию народных избранников о том, как церковники понимают политическую повестку дня.
Прежде всего демократические процедуры, такие как выборы на конкурентной основе, и политические институты, такие как партии, – всего лишь надстройка. Как полагается, есть и базис – ценности, которые формулирует Церковь. Церковь же должна контролировать соответствие политики этим базовым ценностям. Сразу после выступления патриарха советник президента России Сергей Глазьев предложил создать механизм, при котором религиозные организации оценивали бы работу государства с нравственной точки зрения. Надо сказать, что идея идеологического контроля духовного лидера над политическими институтами не уникальна и в наши дни воплощена в Исламской Республике Иран, где рахбар обеспечивает верность всех партий, правительства и президента исламскому курсу.
Мир знает также примеры воплощения еще одной идеи РПЦ – создание гармоничного государства, где партии, общество и власть не конкурируют, а «сотрудничают», где стабильность важнее развития. «Полагаю, что в обществе, традиционном для России, если хотите – в солидарном обществе, политические партии должны конкурировать не в смысле противопоставления различных ценностей… а в смысле их гармонизации, одновременного осуществления», – считает патриарх Кирилл. Он называет такое государство «солидарным», опираясь на советскую стилистику, но можно было бы его назвать «корпоративным».
Патриарх считает нынешний состав Госдумы соответствующим представлениям РПЦ о парламенте «солидарного» государства. Словно в подтверждение его слов политики поспешили воплотить некоторые предложения религиозного лидера в законодательных инициативах. Елена Мизулина сообщила о подготовке законопроекта, который предусматривает ограничение права женщин на аборт. (В скобках заметим для сравнения, что в начале недели папа Римский Франциск призвал католиков быть ответственными родителями, не подражать в размножении кроликам, то есть, по сути, призвал к планированию семьи.) В пятницу Высшая аттестационная комиссия утвердила теологию в качестве научной дисциплины. Надо полагать, что на очереди приостановка внедрения единого электронного документа, а также расширение курса религиозных культур в средней школе со 2 по 10 классы.
Если парламентским партиям в России нетрудно соответствовать идеалу «солидарной» политики, то народам многонациональной страны не так просто прийти к полнейшей общности интересов. Особенно в условиях, когда Церковь активно занимается формулированием идентичности отдельного этноса. В среду председатель Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал в интервью журналу «Профиль»: «Сегодня очень важно сказать, чем русские отличаются от нерусских. Нам не нужно бояться быть самими собой, нам не нужно бояться определенности в вопросах, которые касаются национального самосознания русского народа. Считаю абсолютно неправильным растворять его в новых, искусственных идентичностях».
Своевременно ли сегодня поднимать национальный вопрос? В остальном РПЦ демонстрирует поразительную чувствительность к поворотам политического флюгера России. Вот и слова патриарха об избыточной свободе перекликаются с пятничными репликами вице-премьера Игоря Шувалова на Давосском форуме о необходимости «внутренних ограничений свободы», о том, что россияне воспринимают санкции как атаку внешних сил на нашу страну и трудности их консолидируют. РПЦ давно призывает общество к самоограничению. Выступая в парламенте, патриарх привел в пример нынешней молодежи комсомольцев, «которые на целину ехали, БАМ строили, не получая за это никаких наград и привилегий». «Это чувство локтя, желание общими усилиями сделать добро для своей страны», – пояснил он.
Однако Церковь показала, что обладает чувствительностью к веяниям, даже если они предполагают тактическое отступление перед «вольнодумцами». В четверг митрополит Мурманский Симон (Гетя) сказал про «Левиафан» Андрея Звягинцева: «Он мне понравился. Фильм честный». Таким образом, митрополит не только предвосхитил одобрительные слова Дмитрия Пескова и «Золотой орел» Звягинцеву как режиссеру, но и девальвировал оценку протоиерея Всеволода Чаплина, который назвал «Левиафан» картиной с «явно антихристианской» основной идеей.