На прошедшей неделе прошла серия отчетов генералов российского бизнеса перед главой государства. Доклады Владимиру Путину представили хозяин «Северстали» Алексей Мордашов, руководитель «Роснано» Анатолий Чубайс и президент РЖД Владимир Якунин. Стало ясно, что металлургия, транспорт и высокие технологии, несмотря на кризис и санкции, развиваются. Однако в первую очередь и более пристально президент на прошлой неделе обратил внимание на оборонку. Прошло концептуальное заседание Военно-промышленной комиссии, вышел указ о воссоздании института генеральных конструкторов – и даже рабочая встреча с премьером Дмитрием Медведевым в основном была посвящена проблемам космической отрасли. Побывал Путин и на полигоне, где своими глазами увидел перспективные разработки для Вооруженных сил.
Так что в конце минувшей недели на совещании с постоянными членами Совета безопасности РФ, посвященном обострению ситуации на юго-востоке Украины, российский президент уверенно и жестко возложил ответственность за это на киевские власти, которые на словах вроде бы за мир, а на деле – отдали «официальный приказ о начале крупномасштабных боевых действий практически по всему периметру соприкосновения противоборствующих сторон». Путин напомнил, что как раз за неделю до того он направил в Киев письменное предложение об отводе от этой линии всего тяжелого вооружения, однако от президента Петра Порошенко ответа не последовало.
Путин, правда, сказал, что не было именно «внятного ответа», хотя на самом деле, как известно, некая реакция из Киева была. Так что этими словами Путин просто еще раз дал понять, что разговоров об обязательном подписании графика соблюдения Минских соглашений Москва вести не намерена. Напомним, что именно это предложение – изначально западное – из Киева тогда и прозвучало.
Зато на другое требование внешнего мира Россия на прошедшей неделе вынуждена была пойти. Крымские футбольные клубы, которые уже начали играть в российском чемпионате, по настоянию УЕФА из него теперь исключены – формально вроде по их просьбе, а не под угрозой санкций всей стране. Однако, без сомнения, это не более чем попытка сохранить лицо. Давление Запада на Россию в футбольной сфере оказалось более убедительным, чем даже в экономической, а тем более политической. И всем понятно: это лишь потому, что наш отказ от претензий УЕФА по Крыму мог в перспективе повредить проведению в России чемпионата мира 2018 года.
Интересно, что пока на Кремль США и Европа давят все более настойчиво, внутри России жесткие санкции против недовольных властью и ее политических противников стали явлением обыденным. Именно на прошлой неделе начала, по сути, массово применяться новая статья Уголовного кодекса о наказании либо миллионным штрафом, либо посадкой на пять лет злостных нарушителей законодательства о публичных мероприятиях. Однако поскольку сейчас последние в основном сводятся к единичным пикетам, то удар наносится по их организаторам-участникам.
В Москве под статьей 212.1 УК РФ пока двое активистов, но соответствующая кампания разворачивается и в регионах. Более жестко протестантов, опасается оппозиция, будут карать и по новому Кодексу об административных правонарушениях, который в начале прошедшей недели был внесен в Госдуму. А еще в планах у властей обновление законов об НКО и работе общественных наблюдательных комиссий за соблюдением прав человека в местах лишения свободы. n