Фото Reuters
Всю неделю не утихали разговоры о «Левиафане» – сперва фильм Звягинцева был удостоен премии «Золотой глобус», а несколько дней спустя вошел в финальный список претендентов на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Впрочем, волна обсуждения была вызвана не столько этими хорошими новостями, сколько тем, что в Интернет попала пиратская копия картины. Мнения нетерпеливых зрителей, не дождавшихся 5 февраля и официального выхода фильма в прокат, разделились, и даже радость от зарубежных успехов картины не могла затмить повсеместного недовольства ее содержанием. «Левиафан» назвали антироссийским, Звягинцева обвинили в том, что он создает негативный образ страны за рубежом. Звучали предложения вовсе запретить картину, демонстрирующую, по мнению многих зрителей, а также подключившихся к дискуссии чиновников и православных активистов, мрачный и беспросветный образ страны.
На фоне поистине всероссийской дискуссии о «Левиафане» почти незамеченной прошла новость о заключительном этапе обсуждения резонансного закона о прокатных удостоверениях. А вот один из его пунктов – не новый – привлек внимание общественности потому, что может иметь прямое отношение к обвинениям в адрес фильма Звягинцева. Согласно документу, Минкультуры может не допустить до проката фильмы, «содержащие материалы, информацию, сведения, порочащие национальную культуру, создающие угрозу национальному единству и национальной безопасности Российской Федерации, а также подрывающие основы конституционного строя». Эта поправка появилась в законе еще летом, вместе с пунктом о запрете мата, но осталась почти незамеченной – тогда больше обсуждали правомерность запрета нецензурной лексики. Хотя оставшийся в тени пункт из-за расплывчатости формулировки, возможно, представляет гораздо большую угрозу для российского кино. Перечень запретных слов ограничен, их можно избежать, «запикать» или переозвучить, а вот «порочащим национальную культуру» при желании можно назвать любой фильм. На то, что критерии оценки тут субъективны, указал один из участников обсуждения будущего закона, после того как документ был выложен в открытый доступ. Это не повлияло на итоговый текст – данный пункт из него исключен не был, однако в Департаменте кинематографии утверждают, что изменения возможны, ведь текст не передан в правительство.
Завоюет ли «Левиафан» премию Американской киноакадемии, узнаем 22 февраля – к этому моменту у российских зрителей уже будет шанс увидеть фильм официально. Соперниками по номинации стали представляющий Польшу фильм «Ида» Павла Павликовского, эстонская картина «Мандарины» Зазы Урушадзе, мавританская лента «Тимбукту» Абдеррахмана Сиссако и аргентинские «Дикие истории» Дамиана Сифрона.
Берлинский кинофестиваль, который в этом году пройдет с 5 по 15 февраля, на прошедшей неделе объявил новых участников программы. Так стало известно, что в рамках киносмотра будет показана дебютная полнометражная работа Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои», посвященная трем друзьям, чье детство пришлось на 80-е годы. Фильм попал в программу «Панорама». В другой программе киносмотра под названием Generation оказались сразу несколько российских фильмов: «14+» Андрея Зайцева, «Небесный верблюд» Юрия Фетинга и анимационный фильм «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой. В секции «Форум» будет представлена дебютная работа режиссера Эллы Манжеевой «Чайки». В основном конкурсе, как уже было объявлено ранее, Россию представит фильм «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего, конкуренцию которому составят работы Терренса Малика, Питера Гринуэя, Вернера Херцога и опального иранского режиссера Джафара Панахи, который продолжает снимать, несмотря на наложенный на него на родине запрет на работу.
На прошлой неделе не стало Елены Образцовой – в среду с легендарной оперной певицей простились в Большом театре, а в четверг ее похоронили на Новодевичьем кладбище.
А в пятницу на 90-м году жизни скончалась народная артистка РФ Римма Маркова. Первую главную роль актриса сыграла в 1967-м, в фильме «Бабье царство», который стал лидером национального проката и принес Марковой награду фестиваля в Сан-Себастьяне. Всего на ее счету – более 70 картин, среди которых «Родня», «Вечный зов», «Покровские ворота» и даже фантастическая дилогия «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Прощание и похороны прошли 17 января на Николо-Архангельском кладбище – в узком кругу родственников и поклонников, как хотела Римма Маркова.