Несмотря на разные разговоры и предложения, Минкульт на своем сайте объявил очередные конкурсы по поддержке современной драматургии и молодой режиссуры на прежних условиях. Но с новыми экспертными советами, перетасованными и сформированными в прошлом году, буквально накануне традиционной итоговой встречи. В случае современной драматургии, как и прежде, будут поддержаны те драматурги, чьи пьесы уже приняты театрами к постановке, то есть поддерживаются именно театры, готовые ставить пьесы ныне живущих авторов. Это разумнее, чем поддерживать грантами пьесы, которые так и останутся невостребованными. Конкурс стартует сегодня, 12 января, и продлится ровно два месяца.
Кстати, уже на этой неделе, в субботу, 17-го, в Москве состоится ожидаемая премьера. «Бориса Годунова» в театре Et Cetera ставит выдающийся немецкий режиссер Петер Штайн. Когда-то покоривший столицу своими традиционными – в духе лучших мхатовских традиций – «Тремя сестрами» и «Вишневым садом», Штайн и сейчас обещает спектакль консервативный – «как любит московская публика», то есть прочесть в первую очередь «то, что написано Пушкиным». По такому случаю театр снял все спектакли и отдал большую сцену на две недели под выпуск «Годунова».
В музыкальном сообществе обсуждают новый концертный зал Московской филармонии – Филармонию-2 – в Олимпийской деревне. Теперь здание на юго-западе Москвы, прежде принадлежавшее Музыкальному театру Владимира Назарова, затем переданное Московской филармонии, переоснащено (акустикой, кстати, занималась та же компания, что и при реконструкции Большого театра) и готово стать новой важной точкой на музыкальной карте города – точкой, соединяющей центр и столичные окраины. Площадка с большой сценой уже вовсю работает, причем билет сюда обойдется дешевле, чем, например, в зал Чайковского, а один из первых крупных проектов – сольный концерт Дениса Мацуева, который пианист даст в субботу. Кроме того, директор Московской филармонии Алексей Шалашов обещает, что скоро тут начнутся и бесплатные трансляции концертов – и в фойе Филармонии-2, и на сайте филармонии.
В области изобразительного искусства можно говорить о расширении географии: Государственный центр современного искусства прирастает филиалами – сейчас зарегистрирован Средневолжский в Самаре. Впрочем, речь тут не то чтобы об открытии новых горизонтов, поскольку Приволжский филиал того же ГЦСИ устраивал в Самаре, например, Ширяевскую биеннале. Но теперь отношения города с современным искусством закреплены институционально (и оформлены в соответствии с приказом Минкульта, появившимся еще в начале октября). Средневолжскому филиалу выделено здание начала 1930-х годов – фабрика-кухня Завода им. Масленникова, а работать будет филиал, совмещая разные дисциплины и выставочное пространство с театрально-концертным залом и залом для кино- и видеопоказов. То есть все, как нынче принято, – осталось дождаться открытия.