Инфляция в России на прошлой неделе стала двузначной впервые с 2008 года. В четверг Росстат сообщил, что с начала года она составила 10,4%. Недельная инфляция с 16 по 22 декабря составила 0,9%. Это самый высокий недельный показатель за все время наблюдений (Росстат фиксирует недельные показатели с 2008 года). С учетом таких темпов, инфляция по итогам года будет около 11,5%, сообщил в четверг министр финансов Антон Силуанов.
Вице-премьер Аркадий Дворкович уточнил, что продовольственная инфляция была в 2014 году и того выше – в среднем 15%. Под продовольственной инфляцией имеется в виду рост цен на продукты питания.
Власти очень опасаются получить неконтролируемый рост цен на социально значимый продукт питания – хлеб. Бороться с инфляцией в правительстве решили запретами.
В среду представители зернового рынка сообщили, что Россия де-факто ввела запрет на экспорт российского зерна, хотя официально об этом пока не объявлено. Официальные выступления правительственных чиновников ограничивались лишь рассуждениями, что надо бы продумать варианты административных ограничений и экспортных пошлин на зерно.
Но одновременно с такими рассуждениями аграрии уже сталкиваются с противодействием ведомств. Цель ограничений – сбить рост цен на зерно внутри страны и соответственно остановить подорожание хлеба, которое уже началось в регионах.
Из-за стремительной девальвации рубля продавать зерно на внешнем рынке стало чуть ли не в два раза выгоднее, чем на внутреннем. Поэтому аграрии решили нарастить экспорт и поднять внутренние цены вслед за рублевым эквивалентом мировых котировок. По их словам, это единственный способ выжить в условиях резко подорожавших кредитов, а также горюче-смазочных материалов, семян, удобрений и т.п.
Аграрии жалуются, что государство вовсе не торопилось балансировать рынок. Оно могло бы еще осенью поднять закупочные цены на пшеницу для пополнения специального интервенционного фонда. Но сделало это лишь в середине декабря, когда уже было поздно.
Пытаясь остановить рост внутренних цен на зерно, правительство добилось обратного эффекта: на мировых биржах пшеница начала дорожать из-за опасений, что Россия сильно сократит экспорт. Для аграриев это опять повод поднять внутренние цены. Они предупредили о проблемах с весенней посевной, будущим урожаем и пригрозили припрятать зерно в закромах до лучших времен, создав искусственный дефицит.
Были на прошлой неделе и позитивные новости. Власти уверили, что период ослабления рубля завершен, разворачивается тенденция его укрепления. Об этом сказал в четверг Антон Силуанов. Правда, в пятницу он уточнил, что на 30 руб. за доллар россиянам лучше не рассчитывать. По крайней мере при цене нефти 60 долл. за баррель.
К слову, нефтяной рынок, возможно, ждут перемены. Как сообщило в пятницу агентство Bloomberg, бывший экономический советник правительства Саудовской Аравии Джон Сфакианакис заявил, что бюджет страны на 2015 год сверстан, исходя из цены на нефть в 80 долл. за баррель. При этом бюджет будет в 2015 году с рекордным дефицитом. Значит, у Саудовской Аравии появится повод повысить нефтяные цены.
Правда, все же непонятно, как страны-экспортеры, входящие в ОПЕК, начнут повышать нефтяные цены, если одновременно с этим они не намерены снижать добычу. В самом начале минувшей недели министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими говорил, что добычу экспортеры не снизят даже при 20 долл. за баррель.
Еще одной громкой новостью прошлой недели мог бы стать отчет Центробанка (ЦБ) и правительства перед президентом о том, как в стране ведется борьба со спекулянтами, обрушившими рубль, и кто конкретно к этим спекулянтам относится, ведь с терминологией у властей возникали некоторые разночтения.
То они относили к спекулянтам чуть ли не всех, кто имеет дело с валютой, в том числе простых граждан, то, наоборот, как глава Службы внешней разведки Михаил Фрадков, концентрировали внимание исключительно на иностранных инвестиционных фондах. «Никто не хочет видеть Россию сильной и независимой», – говорил Фрадков. И одновременно с этим в ЦБ не боялись утверждать, что иногда спекулянты для рынка полезны.
Если же учесть, что на экспортеров оказывалось сильное воздействие со стороны властей, тогда получается, что именно они и были теми самыми спекулянтами. На прошлой неделе правительство предписало пяти крупнейшим госкомпаниям-экспортерам «обеспечить до 1 марта 2015 года приведение размера чистых валютных активов… к уровню не выше чем... на 1 октября 2014 года».
После своего Послания Федеральному собранию Владимир Путин поручил правительству и ЦБ принять жесткие меры и выступить с докладом 25 декабря. Так как президент говорил о злостных спекулянтах во всеуслышание и перед камерами, население ждало, что ответственные ведомства точно так же, публично и под камеры, отчитаются перед президентом.
Этого, однако, не произошло. 25 декабря Путин провел итоговую встречу с кабинетом министров и совещание с экономическим блоком правительства. Но совещание, как пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, проходило в закрытом режиме. Единственное, что после этих встреч стало известно журналистам от президента, так это то, что Центробанк вряд ли сможет эффективно контролировать курс рубля без координации с правительством и что само правительство, оказывается, справляется со всеми экономическими трудностями. Премьер Дмитрий Медведев поблагодарил Путина и пообещал подготовить в ближайшее время антикризисные меры, которые учтут опыт 2008–2009 годов.
Так что там со спекулянтами? Вопрос остался без ответа.