На прошедшей неделе в центре внимания вновь оказался Музей кино. На этот раз Госфильмофонд объявил о том, что вся хранящаяся в архиве музея коллекция – контрафакт, так как не существует документов, подтверждающих какие-либо права на публичный показ данных фильмов. В этом случае по закону картины Трюффо, Годара, Фрица Ланга, Михаила Ромма, Геннадия Шпаликова и других кинематографистов подлежат либо легализации, либо уничтожению. Проверку Госфильмофонд затеял еще летом, после смены руководства Музея – назначения на место директора Ларисы Солоницыной. Отстраненный от должности Наум Клейман назвал обвинения Госфильмофонда необоснованными – прежде всего потому, что большая часть фильмов самим Госфильмофондом и была напечатана. На тот момент – для Бюро пропаганды киноискусства, к которому когда-то принадлежал и Музей кино и от которого официально, «в наследство», получил собрание кинокартин. Остальное – подаренные специально музею режиссерами копии их фильмов. Клейман также отметил, что за время существования коллекции закон о правах и прокатных удостоверениях успел неоднократно поменяться, однако ни разу не был нарушен руководством музея. К концу недели в Госфильмофонде приняли решение все-таки не уничтожать, а сохранить ценные пленки – и привести их в соответствие с действующим законодательством. Пока оно вновь не изменилось.
Хорошая новость на этой неделе пришла из Германии: в конкурс Берлинского кинофестиваля, который пройдет с 5 по 15 февраля 2015 года, включена картина российского режиссера Алексея Германа-младшего. «Под электрическими облаками» – сборник связанных между собой сквозным сюжетом киноновелл по сценарию самого Германа и Кшиштоффа Занусси. Помимо Польши и России участие в производстве фильма принимала Украина – фильм был задуман еще в 2010 году, задолго до начала российско-украинского конфликта. Однако политические события последнего года, а теперь еще и экономический кризис поставили дальнейшую судьбу ленты под вопрос – на завершение картины попросту не хватает денег. Однако отборщиков Берлинского кинофестиваля незавершенная версия не смутила, что наводит на мысли о том, что фильм вполне может стать фаворитом смотра. Впрочем, прокату этот успех вряд ли поможет – в том, что картина после Берлинского смотра появится на российских кино или даже телеэкранах, сейчас сомневается даже Алексей Герман-младший.
Другая российская картина – «Левиафан» Андрея Звягинцева – пополнила очередной промежуточный список претендентов на «Оскар». Список потенциальных победителей в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» на этой неделе сократился до девяти фильмов – конкуренцию «Левиафану» на данном этапе составляют в том числе «Ида» Павла Павликовского, «Форс-мажор» Робена Эстлунда, «Дикие сказки» Дамиана Шифрона и другие работы. Окончательный список будет известен 15 января, победителя назовут на торжественной церемонии 22 февраля – а в начале февраля фильм наконец смогут увидеть российские зрители.
Лучшей картиной завершившегося в Москве «Артдокфеста» был признан «Грумант. Остров коммунизма» Ивана С. Твердовского. С победой поздравлял отца младший Твердовский – в каком-то смысле триумфатор уходящего года, завоевавший со своим фильмом «Класс коррекции» десяток международных призов. Что до «Артдокфеста», то Гран-при в этом году получил фильм «Человек живет для лучшего» Ханны Полак.
Помимо этого специальным призом жюри наградило Анну Шишову с фильмом «На краю», а дипломом – одну из самых ярких и актуальных конкурсных работ фестиваля, ленту «ДНР. Удивительная история самодельной страны» Энтони Баттса, посвященную событиям в Украине.