Фото сайта http://hochu.ua/
Самым заметным событием прошедшей недели стала церемония вручения наград Европейской киноакадемии (EFA), где Россию представлял «Левиафан». Картина Андрея Звягинцева претендовала на премию EFA сразу в четырех номинациях – «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучший сценарий» и «лучший актер» (Алексей Серебряков), но осталась без «европейского Оскара». Актером года был признан Тимоти Сполл, сыгравший художника Уильяма Тернера в фильме Майка Ли. В трех других категориях российскую ленту обошел фильм польского режиссера Павла Павликовского «Ида», ставший в итоге рекордсменом по числу наград. Что примечательно, на этом соперничество двух картин не заканчивается: обе представляют свои страны на «Оскаре», а также, как стало известно на этой неделе, будут бороться еще и за «Золотой глобус» как лучшие иностранные фильмы. Сопродюсер картины Александр Роднянский международный успех картины объясняет универсальностью ее сюжета, понятного в любой точке мира. А режиссер Андрей Звягинцев, чье «Возвращение» в 2004 году уже выдвигалось на «Золотой глобус», в комментарии агентству ТАСС заявил, что номинация прежде всего поспособствует продвижению картины в мировом прокате. Остается надеяться, что европейские неудачи «Левиафана» не прервут цепочку мировых побед фильма, ранее отмеченного призами Венецианского, Лондонского и других кинофестивалей.
В России тем временем параллельно проходят сразу два фестиваля документального кино. 10 декабря стартовали показы работ в рамках «Программы-29» – такое название получил начавшийся в прошлом году проект Министерства культуры. Участие в первоначальном отборе приняли более 300 фильмов, снятых на государственные деньги. В течение нескольких месяцев эксперты Гильдии неигрового кино выбирали из трех сотен работ 29 – наиболее перспективных с точки зрения зрительского потенциала. Еще одной отличительной чертой этого киносмотра можно считать то, что показы фильмов шорт-листа проходят в киноклубах по всей России – таким образом Министерство культуры пытается не только популяризировать неигровое кино, но и возродить уходящую культуру киноклубов. Среди фильмов «Программы-29»: «Оптическая ось» Марины Разбежкиной и «Грумант. Остров коммунизма» Ивана Твердовского. Последний принимает участие в другом документальном фестивале – проходящем в Москве без финансовой поддержки Минкультуры «Артдокфеста». Самым ожидаемым событием первой половины его программы стала российская премьера «Майдана» Сергея Лозницы, участвовавшего до того в Каннском и Одесском кинофестивалях. Двухчасовая картина состоит из длинных планов, снятых статичной камерой – на майдане и в его окрестностях во время начавшейся в прошлом году многотысячной акции протеста. Выбранный Лозницей формат съемки делает фильм непростым для восприятия, но в то же время дает возможность увидеть развитие событий собственными глазами, проследить ключевые эпизоды от начала и до конца, самостоятельно сделать вывод и дать оценку. Кадры похожи на картины Питера Брейгеля, которые нужно и хочется разглядывать долго, внутри которых множество героев и множество самостоятельных и одновременно связанных друг с другом сюжетов. Несколько раз за фильм толпа на экране исполняет национальный гимн – на Одесском фестивале, когда события на майдане были еще совсем свежим воспоминанием, зрители плакали и стоя пели вместе с героями картины. Впрочем, там же Лозницу обвиняли в отсутствии нескольких ключевых эпизодов и в использовании статичной камеры. Реакция московской публики была не столь эмоциональной, однако фильм все же собрал полный зал и вызвал продолжительную овацию.
Желающие смогли даже пообщаться с режиссером – Лозница связался с Москвой по скайпу. Как и в Одессе, зрителей волновало, почему был выбран прием максимально отстраненной съемки – в отличие от показанного в конкурсе «Артдокфеста» еще одного фильма об этих же событиях («Евромайдан. Черновой монтаж»), у Лозницы в кадре нет отдельных героев. «Герой революции – народ. Потому я не могу показывать судьбы отдельных людей», – объяснил режиссер. Разговор довольно быстро перешел от обсуждения фильма, за который автора благодарили все без исключения, к более общей беседе о судьбах родины. Автор фильма делился впечатлениями: как был поражен уровнем самоорганизации людей на майдане и их желанием сражаться до конца. О российских протестах Лозница предпочел не рассуждать, объясняя это тем, что не видел их своими глазами, зато выразил готовность и дальше показывать фильм здесь – никто, правда, пока не предлагает.