Стратегическое задание для страны на предстоящий год – Послание президента Федеральному собранию – Владимир Путин представил на прошедшей неделе, нарушив тем самым вроде бы сложившуюся традицию выступать в День Конституции, 12 декабря. Во всяком случае, в 2012 и 2013 годах так и было. В этом году другая дата была выбрана, судя по всему, по чисто техническим соображениям: 11 декабря российский президент совершает официальный визит в Индию.
Однако еще одна посланческая традиция нарушена уже не случайно, а явно сознательно. В этом году Путин накануне не принял у себя лидеров думских партий, которые обычно доводят до него свои предложения по предстоящему Посланию. Причем Кремль объяснил это тем, что президент обменялся мнениями с каждым из них в рабочем порядке.
Есть, однако, подозрение, что Путину просто было не слишком интересно узнать, какое очередное поручение правительству станут лоббировать парламентарии или за какой законопроект будут хлопотать. Тем более что, очевидно, заранее было решено сделать главной темой Послания не какие-то новые реформы, а откровенный разговор президента с народом – бюджетниками и малоимущими, чиновниками и бизнесменами, молодежью и пенсионерами. Причем не столько об их конкретных проблемах, хотя, конечно, и о них речь зашла, сколько о необходимости объединения страны вокруг ее высшего руководителя, а значит, и всей власти.
Что же касается частностей, которые в Послании все-таки место нашли, то Путин уже на следующий день упирал на то, что вот они-то и свидетельствуют о сугубо экономическом характере речи. Стоит признать, однако, что кроме, пожалуй, однократной, но безусловной амнистии капиталов и замораживания уровня налогообложения для бизнеса на нынешнем уровне, ничего стратегического в Послании не было. За исключением, естественно, фраз типа: «Мы верим в себя, в то, что многое можем и всего добьемся».
Президент, понятно, может утверждать, что он за своими рейтингами не следит. И это правда. Следят за ними соответствующие люди и службы. А сам Путин отслеживает, когда приходит пора лидеру страны произнести для ее народа нужные в данный момент слова. И социологические опросы показывают, что такая стратегия срабатывает. На прошлой неделе Левада-Центр выявил возвращение президента к рейтингам, которые были у него осенью 2007 года. Доверяют Путину и поддерживают его более 70% опрошенных, а не 52–53%, как год или два назад. Президентом и после 2018 года его хотят видеть 58% респондентов, а ведь еще год назад таковых было 33%, а 45% считали, что ему хватит и ныне текущего срока.
Что же касается доказательств весомости тех или иных слов Путина, то на прошедшей неделе они были предъявлены грубо и зримо. Случилось это на его встрече с делегатами от правозащитного сообщества страны. Было очень заметно, что поощрительных слов или хотя бы одобрительного кивка президента на какую-либо инициативу от него добиваются и официальные лица вроде уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой и такие жесткие противники власти, как глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. По итогам беседы с правозащитниками стало понятно, что совсем уж широкой амнистии на 70-летие Победы, видимо, не будет. Хотя кого-то из мест заключения государство, конечно, и отпустит. Зато появятся законопроекты о процедуре амнистий и о порядке принятия решений по помилованию. Обновлен будет и закон об омбудсменах – как о федеральном, так и о региональных. А еще в законодательстве наконец появится реальная возможность для тех НКО, которые не откажутся от политической деятельности, но денег из-за границы на это не получают, выходить из реестра иностранных агентов. n