Про новость о том, что в следующем, 2015 году сами зрители смогут ставить оценки спектаклям государственных театров и оценивать по пятибалльной системе увиденное, не скажешь – как гром среди ясного неба. Критерии, по которым можно было бы оценивать эффективность расходования бюджетных средств, разрабатывают не первый год, так что нынешняя концепция – не первая и наверняка не последняя. Сейчас вот заговорили о том, что к экспертизе можно подключить и зрителей, дав им возможность расставлять свои оценки в Интернете и даже в фойе театров.
Естественно, многие тут же восприняли эту новость в штыки, хотя, наверное, можно было бы подумать вот о чем: театр – это ведь и искусство, и в то же время услуга. Все, что касается гардероба–туалета–буфета, вполне может быть оценено «от двух до пяти». Другое дело – в информации из Минкульта, на что немногие обратили внимание, речь шла как раз о спектаклях, но – это важно! – о спектаклях, на которые были потрачены сверхнормативные деньги. И вот если они в итоге играются потом при пустых залах, это, вероятно, достаточное основание для того, чтобы отказать директору в премиальных.
Другое дело: в конце недели я был на традиционном фестивале спектаклей по пьесам Островского в Костроме. Фестиваль с историей, и театр – замечательный, находящийся в идеальном состоянии благодаря его директору Ирине Третьяковой. Так вот, у нее нет никаких сомнений в том, что на местах и не заметят эту немаловажную поправочку на высокобюджетность того или другого спектакля, начнут требовать от зрителей оценок за все спектакли подряд (а в провинции, надо заметить, давно уж не выделяют театрам денег на новые постановки или выделяют, но очень-очень мало, почти ничего). А своим мнением обычно делятся не все, а только те, кому что-то не нравится. Вот и выйдет, что в театре – как в Костроме – в зале полным-полно зрителей, а судить о нем станут по двум-трем «двойкам», поставленным недовольными.
Правда, Минкульт скоро уточнил, что никакие новации не будут вводиться без консультаций с профессиональным сообществом. Александр Калягин прокомментировал новость на сайте Союза театральных деятелей. Он сослался на Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ, статью 361: «Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры»: «В ней черным по белому написано: независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры не проводится в отношении создания, исполнения и интерпретации произведений литературы и искусства. Так что ни по 5-балльной, ни по 10-балльной или же еще как-то иначе оценивать театральные произведения никто не волен. Оценивать, как гласит закон, возможно только «по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации культуры; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры; удовлетворенность качеством оказания услуг». Опираясь на букву закона, могу сказать: друзья, постарайтесь сделать так, чтобы спектакли начинались вовремя, чтобы капельдинеры улыбались, а в туалетах было чисто и всегда была туалетная бумага».
Еще на прошлой неделе состоялось очередное заседание попечительского cовета Большого театра, на котором председателем исполкома попечительского совета на ближайшие два года был избран Михаил Швыдкой, который был когда-то первым сопредседателем (вместе с Юрием Лужковым) попечительского совета Большого театра. Он стал третьим председателем исполкома за всю историю попечительского совета, сменив на этом посту Александра Будберга (а первым председателем был Константин Ремчуков).
Среди событий прошедшей недели – открытие в залах бывшего Музея революции выставки живописи «Эмоции», которую, возможно, не заметили бы, как многие другие выставки в этом музее, если бы не революционный анонс, пришедший накануне открытия из Минкульта, обещавший прямо на открытии разговор о новых тенденциях государственной культурной политики в сфере современного искусства. По одной этой выставке говорить о новой государственной политике в изобразительном искусстве, наверное, рано. Тем более что совсем недавно министр культуры Владимир Мединский закладывал первый камень в фундамент будущего ГЦСИ. Кнутом и пряником будут поддерживать? Ну, посмотрим…
Кстати, в выходные сразу две столичные галереи предъявили публике итоги ребрендинга, надо сказать, впечатляющие и приятные. Две муниципальные галереи – на Ходынке и на Песчаной – отдали в руки известному куратору и художнице Кате Бочавар. И она за несколько месяцев, менее чем за полгода, не только изменила совершенно как будто бы знакомые и еще недавно унылые пространства, но и преобразила их единой художественной волей. Сейчас в одной открыта выставка, посвященная новаторским музыкальным инструментам ХХ века, среди самых известных – терменвокс Льва Термена, другая отдана под депо роялей Петра Айду, и в субботу там прошел концерт Петра Айду и Григория Кротенко. При полном зале, что приятно.