Прошедшая неделя ознаменовалась скандалами. Начались они в среду, когда с рассмотрения на номинации «Золотого орла» был снят последний фильм Алексея Германа-старшего «Трудно быть богом». Соответствующая просьба была отправлена продюсерами ленты, а СМИ о ней сообщила вдова Алексея Юрьевича – сценарист Светлана Кармалита. Она напомнила о непростых отношениях режиссера с Никитой Михалковым, который является главным идеологом «Золотого орла». Например, фильм «Хрусталев, машину!» Герман не согласился выдвигать на эту премию, отдав предпочтение «Нике», где и получил награды. Негласное противостояние «Ники» и «Золотого орла» известно давно: многие режиссеры понимают, что шансов получить «Нику» у них не в пример больше, чем премию «Золотой орел». Для последней, по мнению многих, нужно быть вхожим в круг режиссера Михалкова. Особенно большинству режиссеров кажется странным претендовать на эту награду, когда Никита Сергеевич снимает свой очередной фильм. А в этом году именно его «Солнечный удар», «Левиафан» Звягинцева и «Трудно быть богом» Германа-старшего считались экспертами академии фаворитами «Золотого орла». И если Михалков не снимет свою работу с рассмотрения, вероятнее всего, у конкурентов шансов на победу нет. Другое дело, что сейчас завершилось только рассмотрение потенциальных номинантов экспертным советом «Золотого орла». И в этом смысле глава совета Кирилл Разлогов, пожалуй, прав: эксперты могут выдвигать все картины, которые были публично показаны в России с 1 ноября 2013-го по 31 октября 2014 года. А только потом формируется лонг-лист. И, наверное, уже списки непосредственно номинантов должны формироваться исключительно с согласия продюсеров и режиссеров картин.
Другой скандал тоже связан с личностью Михалкова. Основатель и президент фестиваля «Артдокфест» Виталий Манский, которому министр культуры Мединский отказал в госфинансировании всех проектов – из-за «антигосударственной» позиции, выступил с ответным заявлением. «На 24-м году существования современной России впервые государственный чиновник делает заявление о том, что гражданин Российской Федерации вследствие критических высказываний по актуальным вопросам жизни страны, не призывающий при этом ни к свержению власти, ни к нарушению Конституции, выводится, по сути дела, из государственной системы профессиональной деятельности. Иными словами, практически вводится запрет на профессию как элемент политической репрессии», – сказал Манский на пресс-конференции по «Артдокфесту». Более того, по данным Манского, предпринимаются попытки рейдерского захвата дирекции фестиваля и премии «Лавровая ветвь» – главной награды в области неигрового кино. Манский уверен, происходит это из-за давления Михалкова и для того, чтобы «ущемить конкурентов на фестивальном пространстве Москвы» и выстроить под себя финансовые потоки.
Еще один захват уже случился. В пятницу вечером заведующий историко-теоретическим отделом НИИ киноискусства Николай Изволов написал на своей странице в Facebook, что НИИ окончательно лишилось своего здания в Дегтярном переулке: «Владимир Ростиславович Мединский подписал указ, по которому здание НИИ киноискусства переходит в ведение Департамента имущества Минкульта, а коллектив единственного в мире Научно-исследовательского института киноискусства отныне предоставлен сам себе. Вероятно, его остатки приютит подвал или чердак старого общежития ВГИКа на улице Будайской». По информации Изволова, на здание НИИК претендует Российское военно-историческое общество, которое консультирует Минкультуры по фильмам исторической тематики и главой которого является Мединский. n