0
2162
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

23.11.2014 18:20:00

В культуре. "Артдокфест" лишился господдержки, а Наум Клейман перешел в Пушкинский музей

Мария Токмашева

Об авторе: Мария Токмашева – обозреватель отдела культуры «НГ»

Тэги: владимир мединский


Главным ньюсмейкером недели – в особенности в теме развития отечественного кинематографа – выступил министр культуры Владимир Мединский. После того как президент Владимир Путин фактически публично закрыл тему введения квот на зарубежное кино, министр обнародовал новую идею: развести по времени даты выхода в прокат российских и иностранных фильмов. 

Идея кажется не самой свежей, так как российские прокатчики уже вроде бы научились выстраивать графики своих крупных релизов – никому не хочется работать себе в убыток. На протяжении последних нескольких лет, кажется, все уже следуют негласному правилу о том, что лето – сезон голливудских крупнобюджетных новинок, а новогодние каникулы отданы на откуп российским фильмам. Проблем в этом смысле практически не возникает. Да и в другое время года с российскими релизами тоже научились работать – «Сталинград» Федора Бондарчука и «Горько!» Жоры Крыжовникова яркий тому пример. Проблема разве что с прокатом авторского кино – далеко не каждый дистрибьютор готов взять на себя ответственность широко расписывать новые фильмы наших не самых массовых режиссеров, да и директора провинциальных кинотеатров на такой риск не пойдут. 

Мединский же, по сути, предлагает вмешаться в частный бизнес – никак не поддерживая финансово те же кинотеатры, намекает на то, что государство будет диктовать им свои правила игры. И таким образом, нынешняя идея о регулировании проката ничем не отличается от обнародованной ранее темы введения квот.

Альтернативой коммерческому прокату остаются кинофестивали. Например, совсем скоро в Москве и Санкт-Петербурге пройдет «Артдокфест» – самый большой на территории России смотр документального кино, которое в кинотеатрах вообще практически не увидишь. «Артдокфест» в этом году переживает не лучшие времена. Некоторое время назад фестивалю отказали в госфинансировании. На этой же неделе Владимир Мединский открыто высказался, что отказал фестивалю именно из-за личности его президента – документалиста Виталия Манского, который, по мнению министра, «наговорил столько антигосударственных вещей, что пусть делает фестиваль за свой счет». «Мы же не запрещаем его фестиваль», – подчеркнул министр. То, что только на «Артдокфесте» российские зрители документального кино могут увидеть, чем живет мировой кинопроцесс, а отечественные режиссеры – показать в кинотеатрах свои работы, министра, видимо, волнует мало. Проще отдать все госфинансирование фестивалям, которые возглавляют деятели прогосударственные, а уж о качестве представляемых на некоторых из этих смотров работ думать не приходится.

С другой стороны, может, это и к лучшему, что «Артдокфест» обошелся без госфинансирования, а то мало ли какая судьба могла бы постигнуть этот фестиваль. С Музеем кино, кажется, министерству уже удалось окончательно разобраться. Развивающийся на протяжении последних нескольких недель конфликт затихает, а Науму Клейману предлагают перейти на работу в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Случится это, когда на Волхонке появится полноценный музейный городок. В ГМИИ переместят фонд Сергея Эйзенштейна и сделают отдел, который будет связан с историей мирового кино. Его-то и возглавит Клейман. 

Идея слияния Музея кино, у которого нет собственного здания, и ГМИИ обсуждалась уже несколько лет назад, еще когда ГМИИ руководила Ирина Антонова. И в случае если наконец эта идея воплотится в жизнь, честно говоря, не очень понятно, чем станет Музей кино, который возглавляет сейчас Лариса Солоницына. Если ей удастся найти здание, то, видимо, он превратится в хранилище фондов с какими-то чисто формальными программами показов, о качестве которых говорить пока рано. В случае если Клейман и часть его учеников и коллег перейдут на работу в музейный городок, то именно там, пожалуй, и будет тот Музей кино, который все и отстаивали на протяжении десятилетия и продолжают отстаивать до сих пор. 

На этой неделе, кстати, очередным письмом в поддержку Наума Клеймана выступили отечественные кинематографисты. Список подписантов довольно большой и авторитетный, но письмо это уже вряд ли на что-то повлияет, так и останется гласом вопиющего в пустыне.

А в Третьяковской галерее прошла презентация третьего тома Энциклопедии русского авангарда, выпущенной авторами-составителями Василием Ракитиным и Андреем Сарабьяновым с привлечением множества специалистов, – за неделю до того, как книга будет представлена на ярмарке non/fiction. Первые два тома вышли год назад и были посвящены персоналиям в авангардном движении, третий (в свою очередь, состоящий из двух увесистых книг) сфокусирован на историко-культурном контексте, включая то, как современному искусству учили в ту пору в соответствующих институциях, включая уточненные датировки и составы выставок, но кроме того, с одной стороны, историю выхода долго не оцененного авангарда на мировой современный рынок, а с другой – ключевые коллекции этого искусства. Отдельные статьи тут рассказывают о ключевых для эпохи понятиях – причем это может быть и раздел о технике и искусстве, и – отдельно – «Деревянная ложка». И если тут говорят о связи русского авангарда с европейской художественной жизнью, то есть и статьи о региональном авангарде прибалтийских, украинских и белорусских городов. Всего в последнем двухчастном томе 519 текстов, и завершение энциклопедии – важное не только для профессиональной среды событие: архивные изыскания кроме новых сведений помогают прояснить и неточности в том, что уже было известным об одном из самых востребованных сейчас периоде искусства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
524
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
295
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
558
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
354

Другие новости