Главным ньюсмейкером недели – в особенности в теме развития отечественного кинематографа – выступил министр культуры Владимир Мединский. После того как президент Владимир Путин фактически публично закрыл тему введения квот на зарубежное кино, министр обнародовал новую идею: развести по времени даты выхода в прокат российских и иностранных фильмов.
Идея кажется не самой свежей, так как российские прокатчики уже вроде бы научились выстраивать графики своих крупных релизов – никому не хочется работать себе в убыток. На протяжении последних нескольких лет, кажется, все уже следуют негласному правилу о том, что лето – сезон голливудских крупнобюджетных новинок, а новогодние каникулы отданы на откуп российским фильмам. Проблем в этом смысле практически не возникает. Да и в другое время года с российскими релизами тоже научились работать – «Сталинград» Федора Бондарчука и «Горько!» Жоры Крыжовникова яркий тому пример. Проблема разве что с прокатом авторского кино – далеко не каждый дистрибьютор готов взять на себя ответственность широко расписывать новые фильмы наших не самых массовых режиссеров, да и директора провинциальных кинотеатров на такой риск не пойдут.
Мединский же, по сути, предлагает вмешаться в частный бизнес – никак не поддерживая финансово те же кинотеатры, намекает на то, что государство будет диктовать им свои правила игры. И таким образом, нынешняя идея о регулировании проката ничем не отличается от обнародованной ранее темы введения квот.
Альтернативой коммерческому прокату остаются кинофестивали. Например, совсем скоро в Москве и Санкт-Петербурге пройдет «Артдокфест» – самый большой на территории России смотр документального кино, которое в кинотеатрах вообще практически не увидишь. «Артдокфест» в этом году переживает не лучшие времена. Некоторое время назад фестивалю отказали в госфинансировании. На этой же неделе Владимир Мединский открыто высказался, что отказал фестивалю именно из-за личности его президента – документалиста Виталия Манского, который, по мнению министра, «наговорил столько антигосударственных вещей, что пусть делает фестиваль за свой счет». «Мы же не запрещаем его фестиваль», – подчеркнул министр. То, что только на «Артдокфесте» российские зрители документального кино могут увидеть, чем живет мировой кинопроцесс, а отечественные режиссеры – показать в кинотеатрах свои работы, министра, видимо, волнует мало. Проще отдать все госфинансирование фестивалям, которые возглавляют деятели прогосударственные, а уж о качестве представляемых на некоторых из этих смотров работ думать не приходится.
С другой стороны, может, это и к лучшему, что «Артдокфест» обошелся без госфинансирования, а то мало ли какая судьба могла бы постигнуть этот фестиваль. С Музеем кино, кажется, министерству уже удалось окончательно разобраться. Развивающийся на протяжении последних нескольких недель конфликт затихает, а Науму Клейману предлагают перейти на работу в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Случится это, когда на Волхонке появится полноценный музейный городок. В ГМИИ переместят фонд Сергея Эйзенштейна и сделают отдел, который будет связан с историей мирового кино. Его-то и возглавит Клейман.
Идея слияния Музея кино, у которого нет собственного здания, и ГМИИ обсуждалась уже несколько лет назад, еще когда ГМИИ руководила Ирина Антонова. И в случае если наконец эта идея воплотится в жизнь, честно говоря, не очень понятно, чем станет Музей кино, который возглавляет сейчас Лариса Солоницына. Если ей удастся найти здание, то, видимо, он превратится в хранилище фондов с какими-то чисто формальными программами показов, о качестве которых говорить пока рано. В случае если Клейман и часть его учеников и коллег перейдут на работу в музейный городок, то именно там, пожалуй, и будет тот Музей кино, который все и отстаивали на протяжении десятилетия и продолжают отстаивать до сих пор.
На этой неделе, кстати, очередным письмом в поддержку Наума Клеймана выступили отечественные кинематографисты. Список подписантов довольно большой и авторитетный, но письмо это уже вряд ли на что-то повлияет, так и останется гласом вопиющего в пустыне.
А в Третьяковской галерее прошла презентация третьего тома Энциклопедии русского авангарда, выпущенной авторами-составителями Василием Ракитиным и Андреем Сарабьяновым с привлечением множества специалистов, – за неделю до того, как книга будет представлена на ярмарке non/fiction. Первые два тома вышли год назад и были посвящены персоналиям в авангардном движении, третий (в свою очередь, состоящий из двух увесистых книг) сфокусирован на историко-культурном контексте, включая то, как современному искусству учили в ту пору в соответствующих институциях, включая уточненные датировки и составы выставок, но кроме того, с одной стороны, историю выхода долго не оцененного авангарда на мировой современный рынок, а с другой – ключевые коллекции этого искусства. Отдельные статьи тут рассказывают о ключевых для эпохи понятиях – причем это может быть и раздел о технике и искусстве, и – отдельно – «Деревянная ложка». И если тут говорят о связи русского авангарда с европейской художественной жизнью, то есть и статьи о региональном авангарде прибалтийских, украинских и белорусских городов. Всего в последнем двухчастном томе 519 текстов, и завершение энциклопедии – важное не только для профессиональной среды событие: архивные изыскания кроме новых сведений помогают прояснить и неточности в том, что уже было известным об одном из самых востребованных сейчас периоде искусства.