XVIII Всемирный русский народный Собор (ВРНС) предложил гражданам России определиться со своей национальной идентичностью. Добровольно. «Самым очевидным критерием национальности является самосознание», – сказано в документе под названием «Декларация русской идентичности», который ВРНС принял во вторник.
Естественно, столь прямой призыв «не бояться защищать интересы русского народа» вызвал бурные обсуждения. В соборном документе названо много признаков, по которым человек может распознать свою принадлежность к русскому народу. Важное место занимает признание того, что христианство служит основой национальной культуры. Это объяснимо, ведь ВРНС учрежден Русской православной церковью. Однако в «Декларации» не уточняется отличие гражданской нации от этнической общности, поэтому не совсем понятно, что подразумевается под национальной культурой. Если это культура России на основе русского языка, то отрицание роли идей Просвещения и последующей секулярной традиции можно рассматривать как вульгаризацию истории наподобие той, что практиковалась в советском обществе, только с обратным знаком.
Есть в «Декларации» и доказательство «от противного». Русским может считать себя человек, «не имеющий иных этнических предпочтений». Итак, вы отождествили себя с русским народом и отказались от иных предпочтений. Что дальше? Как найти свое место в демократической светской России? «Декларация» называет русский народ государствообразующим, что не ново, но не снимает старые вопросы: получается, что один народ и одна религия важнее, чем все остальные?
Выступая на открытии ВРНС, Патриарх Кирилл привел в качестве отрицательного примера Европу, где якобы не оправдали себя мультикультурализм и теория плавильного котла. Однако обсуждения на Соборе «русского вопроса» наводят на мысль о попытках соединить сложное этническое и мировоззренческое многообразие России в рамках государства не на основе гражданского самосознания, а на фундаменте одной из этнических культур. Ведь русская культура выделяется из общероссийской, когда мы ее сводим к определенной религиозной традиции. Получается, РПЦ подогревает для народов свой плавильный котел, чтобы переплавить их в некую христианскую нацию.
Прозвучали и практические предложения, как переплавить инородцев на церковный лад да еще с вполне ощутимой пользой для РПЦ. Протоиерей Всеволод Чаплин заявил в среду, что Церковь планирует открыть центры тестирования мигрантов по русскому языку, законодательству и истории России. РПЦ намерена поставить этот процесс на «твердую экономическую основу, а такая основа может быть, потому что мигранты должны оплачивать обязательное обучение и сдачу обязательного экзамена», – сказал Чаплин.
Заметим, что мигранты приезжают в Россию в основном из мусульманских стран. Но там, откуда они прибывают, уже православные верующие должны плавиться в котле местной идентичности. Так, епископ Бишкекский Даниил (Кузнецов) заявил, что официальные документы и выступления православного духовенства Киргизии должны быть на государственном, киргизском языке. Епископ произнес речь на этом языке в тот же день, что и Чаплин на русском – о нерусскоязычных мигрантах.
В Украине между тем принялись воплощать на практике замыслы переплавить Церкви в национальном котле. В четверг в западноукраинском городе Ровно представители местных епархий православных и греко-католической Церквей подписали меморандум о создании поместной Церкви. «Совершенно очевидно, что подобные документы подписываются под сильнейшим политическим давлением», – прокомментировал это событие в пятницу глава Информационного отдела РПЦ Владимир Легойда.
Поиски в постсоциалистической Югославии этнической идентичности привели к распаду страны, в том числе к албанскому сепаратизму в Косово. Тему нарушения прав сербов в крае, отделившемся от Сербии в результате национальной и религиозной вражды, поднимал Патриарх Кирилл в Белграде, куда он совершал визит с пятницы по воскресенье. Глава РПЦ заявил в столице Сербии, что во всех бедах Европы виновата как раз «утрата христианской идентичности».