Фото с официального сайта "Золотая маска"
На прошлой неделе объявили номинантов национальной театральной премии «Золотая маска». Не преувеличим, если скажем, что события этого театральный мир ждет целый год: для многих театров, особенно в провинции (а как показывает практика, и в столицах), номинация на «Маску» – репутационный знак, ею гордятся и творцы, и руководители. В этом году два экспертных совета по музыке и драме посмотрели вживую или в записи более шести сотен спектаклей, и автор этих строк работала в составе экспертов, а потому, наверное, некорректно будет обсуждать свои же решения, а полный список номинаций есть на сайте «Золотой маски».
Но нельзя пройти мимо нововведения, которое признали, кажется, даже самые заядлые критики премии. В этом году впервые были представлены так называемые лонг-листы, или списки самых заметных спектаклей сезона 2013/2014. По сути, это спектакли, которые эксперты отметили, которые более всего обсуждались, дошли до финального голосования и которым до попадания в шорт-лист, возможно, не хватило одного-двух голосов. Кроме утешительного эффекта есть и практический: появление таких списков делает работу экспертов прозрачнее, показывает, что многие (возможно, обидно) не прошедшие в короткий список спектакли были замечены, их не отбросили за ненадобностью после первого просмотра, к ним возвращались снова и снова, 99 названий в драматическом театре, чуть меньше в музыкальном – это и есть лицо российского театрального сезона 13/14, здесь крупные фигуры, в представлении не нуждающиеся, но здесь и молодежь, новые имена, новые труппы и институции, которые уже сегодня благодаря попаданию в лонг-лист и его (лонг-листа) существованию стали известны не только у себя в городе, но и всей стране.
Стартовал на этой неделе и сезон российских кинонаград. По традиции он начинается с премии «Золотой орел», которую вручают в конце января. Сейчас полным ходом идет работа над определением списка номинантов. Их выбирают из так называемого длинного списка, основных фаворитов которого и назвал на этой неделе СМИ председатель экспертного совета премии, киновед Кирилл Разлогов. По его словам, в главной категории «лучший фильм» в этом году есть как картины зрительские, так и авторское кино. Среди фигурировавших названий «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Трудно быть богом» Алексея Германа и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского. Причем фильмы Михалкова, Звягинцева и Германа в лонг-листе значатся в пяти-шести номинациях. Вероятнее всего именно они и будут претендовать на главный приз.
И уже сейчас можно с уверенностью сказать, что основная интрига предстоящего «Золотого орла» будет связана с картинами «Солнечный удар» и «Левиафан», если, конечно, Никита Михалков, являющийся идеологом премии, не попросит снять свой фильм с рассмотрения, как он поступил несколько лет назад с картиной «Утомленные солнцем 2. Предстояние». Не выдвигалась на «Золотой орел» и вторая часть дилогии «Утомленные солнцем 2. Цитадель», вышедшая на экраны в 2011 году. По результатам того года главный «Золотой орел» ушел как раз к фильму Андрея Звягинцева «Елена». Так что в этом году интрига сохранится. Список номинантов станет известен в последнюю неделю декабря.
Наконец, новость из арт-сообщества. В среду с 89-летием поздравляли классика-нонконформиста, участника «Лианозовской группы» и печально знаменитой бульдозерной выставки 1974-го Владимира Немухина. Того самого, который создает картины, например, с игральными картами, и даже «Деревенский мотив» у него: стол с картами да селедкой, к краю которого притулилась крохотная изба, над ней бежит линия электропередачи, а на избу падает настоящая тень от патрона для лампочки, и карты становятся каким-то гаданием на жизнь. В усадьбе Муравьева-Апостола открылась выставка Немухина, кроме картин – фарфор, геометрические скульптурные объекты, несколько работ его современников вроде Анатолия Зверева и Александра Харитонова. Там же прошла презентация четырехсерийного документального фильма Александра Шаталова «Немухинские монологи».