Прошедшая неделя в культуре ознаменовалась событиями разнообразными: конфликт в Музее кино развивается, получают продолжение «санкционные» истории в отношении деятелей культуры, Союз кинематографистов РФ принимает Этическую хартию, для Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) наконец начинают строить здание, а российские фильмы продолжают завоевывать награды.
Первый камень в здание музейно-выставочного комплекса ГЦСИ заложен на Ходынском поле. Тут действительно впору сказать: не прошло и года. Чуть менее года назад в объявленном заново конкурсе на архитектурную концепцию выбрали победителя: ирландское бюро Heneghan Peng Architects. Объявили его, как все помнят, после долгих прений и критики в адрес прежней концепции развития. В итоге музей, который предполагали строить на Зоологической, рядом с нынешним зданием ГЦСИ, потом на Бауманской улице, откроют на Ходынке в 2018 году – как обещают, в суперсовременном виде. Есть ирония судьбы в том, что для церемонии закладки выбрали 4 ноября, День народного единства.
По-своему поздравляли ГЦСИ художники, например задиристая группа «Синие носы» – перформансом «Салют», который они запустили из штанов.
На церемонию приехали министр культуры Владимир Мединский и мэр Москвы Сергей Собянин, сообщивший, что «культурные центры мирового уровня создаются не только в центральной части, но и в жилых районах». Что ж, удобнее добираться от нового музея от этого не станет, и вопрос престижа современного искусства, которое будут показывать далеко от городского центра, не снят. Но в конце 2015-го там хотя бы обещают открыть метро.
В кризисную ситуацию в Музее кино Министерство культуры в итоге предпочло открыто не вмешиваться. После громкого обсуждения судьбы музея на секретариате Союза кинематографистов, где почти все заняли позицию директора Ларисы Солоницыной, а не научных сотрудников во главе с Наумом Клейманом, последний попросил всех подавших две недели назад заявления об уходе, отозвать их. Сам Клейман из музея уходит, приказ об этом уже подписан Солоницыной, которой теперь предстоит уже со шлейфом скандала заново выстраивать отношения с коллективом.
Секретариат Союза кинематографистов, впрочем, занимался на своем заседании не только Музеем кино. Успел он утвердить и Этическую хартию, работа над которой велась последние два года. Изначальная задумка хартии была одиозна: в ее составлении принимало участие молодежное отделение союза – то самое, которое прославилось протестом против обилия чернухи в современном российском кино.
Формулировки Этической хартии на разных этапах были разнообразны, но всегда отличались комсомольским стилем и желанием сеять разумное, доброе, вечное. Итоговый документ оказался не слишком страшным, да и вряд ли полезным. Кинематографисты по-прежнему собираются формировать у зрителей «активную гражданскую позицию и патриотизм», ориентироваться на «традиционные для России нравственные, религиозные, семейные и общественные ценности» и обращаться в своих работах «к авторитетам, судьбам выдающихся личностей, прославленных деятелей культуры, науки, государства и религии, к героическим сюжетам прошлого и настоящего». Естественно, не допускают создатели документа романтизации негативных явлений жизни, пропаганды насилия, агрессии, употребления алкоголя, табака и наркотиков. Все эти пункты прописаны расплывчато, к тому же хартия носит характер рекомендательный. Но сомневаться в том, что время этого документа еще настанет, не приходится.
Но, говоря о профессиональной этике, секретариат Союза кинематографистов полностью проигнорировал, например, недавнюю глупую и провокационную выходку актера-«пулеметчика» Михаила Пореченкова. Зато не смогли не отреагировать на его действия украинские власти, которые ввели запрет на кино- и телепоказ 69 фильмов и телесериалов с участием актера. Получила продолжение – правда, уже у нас – другая «санкционная» история.
В День народного единства спектакль Театра Наций «Рассказы Шукшина» посетил президент России Владимир Путин. После спектакля Путин много говорил о Шукшине и поблагодарил за постановку актеров и режиссера. Примечательно, что режиссером «Рассказов Шукшина» является Алвис Херманис, которому из-за санкций запрещен въезд в Россию. И Херманис резко отреагировал на визит Путина в театр. «То, что президент России посещает спектакль, режиссер которого ровно месяц назад был включен в черный список этой страны, конечно, лишь доказывает то, что в Кремле сейчас правая рука не знает, что делает левая. Это свидетельствует о несогласованном поведении, которое опасно именно потому, что нелогично», – цитируют СМИ режиссера.
На «Рассказы Шукшина» вместе с российским президентом пришел и знаменитый американский режиссер Оливер Стоун, который в отличие от Херманиса политику Кремля всячески поддерживает. Более того, Стоун теперь хочет сделать документальный фильм о Путине, чтобы показать миру альтернативный взгляд на текущие события. То есть Стоун быстрее даже самых приближенных к главе государства российских кинематографистов собирается, можно сказать, на деле исполнять заветы только что принятой Этической хартии.
Есть и хорошие новости. На Международном кинофестивале в Коттбусе Гран-при получил «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского, награда за режиссуру досталась Александру Котту за его «Испытание». «Левиафан» Андрея Звягинцева меж тем – претендует на премию Европейской киноакадемии (EFA), которую называют «европейским Оскаром», сразу в четырех номинациях, в числе которых и «лучший фильм».