Фото Reuters
В заседаниях международного дискуссионного клуба «Валдай», состоявшихся на прошедшей неделе в Сочи, по традиции участвовали самые высокопоставленные лица российской власти.
Например, руководитель администрации президента Сергей Иванов рассказал собравшимся, что информационная война против России началась задолго до украинских событий. По словам Иванова, ее организовали те, «кто по другую сторону пруда находится». Именно США были очень недовольны внешней и внутренней политикой РФ. Иванов сделал акцент на то, что с западной стороны пропагандистская кампания против России дошла до личных оскорблений в адрес Владимира Путина, хотя тот никогда себе подобного в отношении зарубежных партнеров не позволял. А еще Иванов заявил, что протесты несистемной оппозиции в 2011–2012 годах были направлены на подрыв авторитета российской власти. Однако, заметил он, «Россию на сегодняшний день без Путина не представить».
За день до Сергея Иванова о роли Путина в жизни нашей страны высказался первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин. Опираясь на результаты многочисленных социологических опросов, он заявил примерно так: есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России. И поэтому, подчеркнул Володин, многие граждане РФ воспринимают атаки на Путина направленными и в свой адрес. Это означает, что цель западных санкций – расколоть российские правящие круги как минимум, а как максимум все российское общество – является недостижимой.
На заседании клуба «Валдай» в прошлую пятницу эксперты попросили президента прокомментировать эту чеканную фразу, чтобы таким образом проверить его самого на отношение к культу его личности. Путин, понятно, ловушки избежал, отметив, что он без России точно обойтись не смог бы – «для меня Россия – это вся моя жизнь», а вот она скорее всего наоборот – «в России много людей». Но добавил, что «если уж оказался там, где я сегодня нахожусь, я считаю своим долгом сделать все для ее благополучия, для развития, для защиты ее интересов».
В грохоте международных заявлений российского президента на сочинском «Валдае», кажется, мало кто услышал его признания в ошибочности некоторых внутриполитических решений. Например, по борьбе против всех без разбора некоммерческих организаций, получающих зарубежные гранты. «Вы сказали про НКО, многих «зачехлили», как у нас говорят, которые не занимались политикой. Ошибка. И точно совершенно, это надо исправить», – заявил Путин.
Однако именно на прошедшей неделе был дан показательный пример такого «зачехления» одной из общественных структур, которое, правда, по ходу дела было приостановлено. Глава организации «Матери Прикумья» Людмила Богатенкова, занимавшаяся участием российских солдат в боевых действиях на юго-востоке Украины, была обвинена в мошенничестве. Несмотря на 73-летний возраст и слабое здоровье ставропольские следователи требовали заключить Богатенкову под стражу. Однако вмешательство президентского Совета по правам человека и разгоревшийся в СМИ скандал мнение силовиков изменили – с активистки взяли подписку о невыезде, а потом она слегла в больницу.
Впрочем, «зачехление» различных сфер в стране в общем продолжается. Именно на прошлой неделе в Госдуме вдруг всплыл долго обсуждаемый правительством законопроект о деофшоризации российской экономики. Оказалось, что поручение Путина – заставить и офшоры платить в России полагающиеся налоги – в этом документе расширено и переосмыслено. На первый план выведена прежде всего полицейская составляющая. Смысл которой заключается в том, чтобы все россияне, имеющие за рубежом более или менее солидные активы, подали государству о том соответствующие уведомления. И только исполнив эту священную обязанность, начинали думать о собственной выгоде – оставаться им под иностранной юрисдикцией или перемещаться под сень российских законов.