Прошедшая неделя в культуре была отмечена событиями разнохарактерными: с одной стороны, и в столице, и в провинции продвигаются решения по оптимизации (объединению нескольких единиц в одну административную), что художественный мир встречает в опаской, с другой – Госдума принимает закон о меценатстве, что, безусловно, приветствуют и потенциальные спонсоры, и объекты спонсорства.
Так, в пятницу известный московский режиссер Николай Рощин, художественный руководитель основанного им театра «А.Р.Т.О.», играющего в небольшом полуподвальном помещении на Сретенском бульваре, написал на своей странице в социальной сети: «Сегодня мне вручили приказ Департамента культуры о слиянии «А.Р.Т.О.» с ЦДР. С 1 марта мы уже не «А.Р.Т.О.», а просто одна из лабораторий ЦДР. Видимо, Капкову и его заместителям кажется, что так будет лучше всем. Может, и так, если площадка останется фактически за нами, а не станет заполняться по принципу «что попало, и лишь бы было».
В этой истории самое интересное то, что ЦДР, то есть Центр драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина, фактически уже уничтожен, то есть как театра его уже, по сути, и нет. За последние месяцы директор этого самого центра стал одновременно руководить и никому не ведомым, но, как оказывается, существующим в ведении столичного Департамента культуры Театром киноспектакля, возглавил театр «Шалом», совсем недавно – еще и проект «Открытая сцена», расквартированный на Поварской, в бывшем театре «Школа драматического искусства». Теперь вот в этот театральный холдинг добавили еще один театр – «А.Р.Т.О.». Вроде бы не раз уж говорили о том, что каждый театр – в идеале, конечно, – явление уникальное, один директор – по определению – заинтересован в снижении издержек, то есть нужны пистолеты, проще закупить, конечно, одинаковые на всех. Но театры-то не ставят спектакли, где одинаковые пистолеты подходят любому.
Правда, провинциальная русская антреприза сохранила анекдот о том, как один экономный антрепренер заставил Марию Стюарт стреляться как раз потому, что у него в запасе был именно пистолет...
Все это, может, было бы не так страшно, если бы во главе этого «конгломерата» оказался человек театральный, способный оценить сложность поставленных перед ним задач, но нынешний директор всех этих театров Дмитрий Палагута пока прославился тем лишь, что в легендарном подвале Камерного музыкального театра Бориса Покровского поселил еврейский театр «Шалом» и теперь бедные жители дома, в котором квартирует театр, вынуждены с утра до позднего вечера слушать анонсы вечера еврейского соленого и малосольного анекдота, на который из динамиков зазывают публику. А в самом ЦДРе, где когда-то дебютировал Серебренников, ставили свои лучшие спектакли Владимир Агеев, Михаил Угаров, Ольга Субботина и другие, играет детские утренники театр марионеток...
Увы, на прошедшем недавно в Москве Международном культурном форуме, своим пафосом напомнившем Съезд победителей, об этих проблемах не было сказано ни слова. О культуре – как и о театре в узком смысле – говорили вообще, в жанре «Большой разговор о театре». А надо было бы поговорить о таких вот «мелких» деталях процесса.
В конце недели похожая грустная новость пришла и из Пскова: там принято решение о слиянии Псковского – между прочим АКАДЕМИЧЕСКОГО! – драмтеатра с филармонией и Центром народного творчества. В комментариях к этой новости известный провинциальный критик Владимир Андреев заметил: «Под «единым» руководством можно вертеть режиссурой, концертной стратегией как угодно – никто не пикнет: денежки-то распределяет дядя в галстуке и шляпе. Как он решит, так и будет». А кто-то рядом с горя шутит: «А что? Удобно! Все актеры играют в униформе. И декорации все по лекалам делятся на три вида: «Природа», «Интерьер», «Производство». «И партком!» – добавляет приметливый комментатор.
Из новостей более духоподъемных – в конце недели Госдума приняла во втором и третьем чтениях проект закона «О меценатской деятельности», дающего ей определение и закрепляющего правовой статус благотворителей. Долгожданный – уже лет 20 говорят, как он нужен. Один из авторов документа, член комитета по культуре Мария Максакова, надеется, что инициатива «оживит провинциальные музеи и театры, библиотеки и школы искусств и поможет развитию тысяч одаренных детей». По ее словам, закон создает основу для государственно-частного партнерства по совместному финансированию культуры, искусства и образования. Ох, лишь бы это не стало основой для дальнейшего сокращения государственного финансирования: как удобно – меценаты платят, а государство – отдыхает от надоевших культурных забот.