В стычках на улицах Гонконга пострадали десятки демонстрантов и полицейских. Фото Reuters
Президент США Барак Обама в пятницу назначил «царя», который будет править на поле борьбы с лихорадкой Эбола. Русское слово используется в американском политическом лексиконе для обозначения госчиновника с особыми полномочиями. «Царь» Рон Клейн будет координировать действия по борьбе с опасным заболеванием и докладывать о работе сразу двум дамам – помощнику по внутренней безопасности Лайзе Монако и помощнику по национальной безопасности Сьюзан Райс. Получается, что на практике американский «царь» в подметки не годится русскому.
В США на данный момент всего один умерший от Эболы и двое предположительно заболевших. Однако тревожные сигналы звучат громко, так как выявилась неподготовленность медико-санитарных служб страны к борьбе с угрозой эпидемии. Политики, особенно из числа соперников-республиканцев, используют эту тему для критики президента. Тем более что опять представился повод. Буквально в день назначения Клейна курс на возврат в техасский порт Галвестон взял круизный лайнер Carnival Magic. На его борту оказалась медсестра из больницы в Далласе, где произошли все три названных выше случая. Она почувствовала себя плохо и известила об этом экипаж судна. Пока неизвестно, реальны ли опасения по поводу ее заболевания.
Уже на следующий день Обама выступил с призывом к населению «не впадать в истерию». Он же высказался против предложений закрыть въезд в США для прибывающих из стран Западной Африки, ставших очагом эпидемии. «Мы не можем отгородиться от Западной Африки», – заявил Обама. По его словам, подобная мера затруднит направление помощи в пострадавшие страны, но не помешает въезду из них в США кружным путем через другие государства. В результате болезнь будет распространяться еще сильнее.
Оказывается, для США главная опасность состоит в связях части их населения с западноафриканскими странами. Речь идет, разумеется, не о людях, чьи предки были насильственно ввезены в Америку работорговцами, а о более поздней иммиграции, о людях, приехавших в последние десятилетия и сохраняющих родственные связи со своими странами. Таким был человек, умерший в больнице Далласа от Эболы. Выходцев из трех стран Западной Африки – Гвинеи, Сьерра-Леоне и Либерии – в США немало, причем не столько в южных штатах, сколько в городах севера. Штат Род-Айленд – один из самых малонаселенных, однако в нем до 20 тыс. выходцев из Либерии. Немало западноафриканцев в Нью-Йорке, Филадельфии, Миннеаполисе и других городах. Сейчас в них эпидемиологические службы выявляют людей, недавно совершивших поездки в Западную Африку, и проверяют их здоровье.
В штатах, крупных городах определяют больницы, в которых будут принимать заболевших Эболой и тех, кого подозревают в инфицировании. Назначение «царя по Эболе» – часть оргмероприятий, проводимых администрацией. 53-летний Рон Клейн – юрист, активист Демократической партии, стратег избирательных кампаний, бывший руководитель аппаратов вице-президентов США Альберта Гора и Джозефа Байдена. Считается, что Клейн заметно усилит взаимодействие правительственных служб в деле предотвращения эпидемии.
Наиболее тревожные новости поступают из Западной Африки. Там 9 тыс. заболевших Эболой и 4,5 тыс. умерших, при этом немного больше половины – в Либерии. Есть свидетельства, что в действительности в Либерии масштабы бедствия гораздо серьезнее, чем сообщают официально. Об этом говорит хотя бы то, что власти Либерии запросили 85 тыс. мешков для доставки трупов.
В то время как американцы борются с угрозой Эболы, в другом конце света – в китайском Гонконге – студенты опять вышли на улицы с зонтами и пытаются перекрыть движение на ряде магистралей. Полиция разгоняет студентов и расчищает завалы, есть пострадавшие и арестованные. Главный администратор Гонконга Лян Чжэньин предложил Федерации студентов провести переговоры, но они не спешат отвечать.
Тем временем американские газеты сообщают, что власти Пекина внимательно следят за событиями и плотно руководят местной администрацией. Председателю КНР Си Цзиньпину каждое утро докладывают о ситуации в Гонконге. Каждый день черные микроавтобусы местной администрации выезжают в соседнюю провинцию Гуандун, где в чем-то вроде правительственного пансионата в окрестностях города Шэньчжень они консультируются с представителями центрального правительства.
Главная задача, которую центральные власти ставят перед администрацией Гонконга, – не допустить революции зонтов, которая переросла бы в кровопролитие, подобное событиям на площади Тяньаньмэнь 1989 года. При этом они не намерены ослаблять контроль над бывшей английской колонией, ставшей особым районом Китая.