Фото Reuters
Возмутителем спокойствия стал на минувшей неделе вице-президент США Джозеф Байден. Выступая в четверг в Школе госуправления имени Кеннеди Гарвардского университета, он очень образно описал, как США заставили европейцев присоединиться к санкциям в отношении России в связи с событиями в Украине. В Вашингтоне тогда решили, что Россия должна «заплатить цену» за вмешательство в ситуацию в Украине. Без участия в санкциях других западных стран это было бы невозможно. По словам Байдена, «президент США... иногда был вынужден даже ставить в неловкое положение Европу, чтобы она приняла на себя экономический ущерб и заставила Россию заплатить».
Вообще Байден – один из самых интересных американских ораторов. Репортеры всегда присутствуют на его выступлениях, сопровождают в поездках. Один из самых опытных американских политиков, он отличается взрывным темпераментом, легко возбуждается в ходе выступлений и в результате говорит то, что не могут себе позволить другие политики. Иногда это резкие суждения о ком-либо, иногда, как сейчас, откровенные признания. Бывают, правда, фактологические ошибки и проявления неосведомленности, но это лишь разжигает интерес прессы.
В данном случае Байден сказал о том, что хорошо знает. В американской администрации он является ведущей фигурой по части контактов с украинским руководством и соответственно участником планирования всех действий Вашингтона по этой теме.
На слова Байдена в пятницу откликнулась Майя Косьянчич, представитель главы дипломатии ЕС Кэтрин Эштон. «ЕС принял решение о введении санкций в отношении РФ автономно и единогласно ввиду сложности ситуации в Украине и роли в этом России», – заявила она. Откликами на уровне пресс-секретарей дело, видимо, и ограничится. Лидерам стран Евросоюза политически невыгодно вступать в полемику с Байденом, так как в данном случае картина очевидна: Еврсоюз вынужденно пошел за Вашингтоном, действовал вопреки своим экономическим интересам.
Другое дело оппозиционные политики. Депутат британского парламента Джордж Галлоуэй своеобразно возразил Байдену. Он считает, что американцам не было нужды прибегать к нажиму на президента Франции Франсуа Олланда и британского премьера Дэвида Кэмерона, так как оба являются «пуделями» США, то есть делают все, что надо Вашингтону, без какого-либо специального побуждения.
Столкнувшись с такими оценками, европейским государственным деятелям нет смысла как-то участвовать в дискуссии. Тем более что у европейских лидеров есть более серьезный повод чувствовать себя неловко в глазах избирателей. Дело в том, что буквально на глазах падает вера населения в правильность курса на экономию как средство выйти из экономических трудностей. Захромала даже самая мощная экономика сообщества – немецкая. Серьезные трудности испытывают Франция и Италия. Безработица в ЕС держится на уровне 11,3%.
В этих условиях глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги бросил вызов немецким антикризисным рецептам. Он объявил, что ЕЦБ в течение ближайших двух лет истратит на скупку облигаций и ипотечных бумаг европейских банков кругленькую сумму в 1 трлн евро (что равно 1,3 трлн долл.). Это подразумевает увеличение денежной массы в обращении на указанную сумму.
Подобный ход призван стимулировать экономический рост и вместе с тем способствовать экспорту, так как в результате названного разбавления валюты ее курс снизится. Торговые позиции США и Японии от этого могут пострадать, но они не протестуют, так как делают то же самое. США прибегают к «количественному смягчению» уже ряд лет, правда, в снижающихся объемах, а Япония – с прошлого года.
А теперь можно вернуться к речи Байдена. В ней вице-президент США упомянул и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Он сказал, что Турция, только что вступившая в международную коалицию противников «Исламского государства», до этого финансировала исламских экстремистов и пропускала их через свою территорию. При этом он сослался на признания самого турецкого президента. Уже в субботу Эрдоган заявил, что не будет знаться с Байденом, если он не извинится. Тогда Байден по телефону представил свои извинения. Но американские газеты пишут, что вице-президент США все же прав.