Фото Reuters
На прошлой неделе в Москве прошел ежегодный инвестиционный форум «Россия зовет!» – смотрины, на которых иностранным бизнесменам российское руководство рассказывает о выгоде инвестирования в РФ. Самым запоминающимся событием форума обычно становится выступление президента Владимира Путина, включая его ответы на вопросы инвесторов.
В этом году – в условиях санкционного противостояния – объяснений, что происходит с российской экономикой, от президента ждали как никогда. Путин, однако, не слишком вдавался в подробности.
Антироссийские санкции – «дурь, конечно, полная», которая куда больше бьет по самим западным странам, и «нам не стоит на этом зацикливаться», сказал президент. Российские антисанкции действительно привели к «небольшому всплеску инфляции», но это явление временное и скорее полезное, ведь появился стимул развивать отечественного производителя. Массового пересмотра итогов приватизации не будет, хотя случаи бывают разные, и правоохранительные органы вправе действовать так, как считают нужным.
Однако все эти дежурные фразы были не тем ответом, которого ждали от Путина. Перед президентом на форуме успели выступить ключевые министры и представители банковского сектора. И вовсе не все из них зачитывали инвесторам успокаивающие доклады. Некоторые, наоборот, вольно или невольно стали провозвестниками экономических бед.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев рассказал о высокой инфляции и низком экономическом росте – сочетании, по его словам, «гремучем и взрывоопасном». Развитию мешают слишком высокие издержки, добавил он. Министр имел в виду тарифы естественных монополий. Но список издержек на самом деле можно продолжать: растущие время от времени налоги, коррупция, административные барьеры.
Глава Сбербанка Герман Греф вспомнил о провалах советской экономики, связанных с некомпетентностью руководителей СССР. Мотивировать людей ГУЛАГом можно, но не долго, предупредил он. «Люди не могут создавать творческие продукты, когда у них есть непонимание текущей экономической политики и бизнес-климата», – пояснил Греф. По его словам, российской власти нужно учитывать опыт прошлого и радикально повышать качество управления.
А за несколько дней до форума замглавы Внешэкономбанка Андрей Клепач говорил, что антироссийские санкции – не такая уж и дурь. Если санкции все же затронут российский нефтегазовый сектор, нам не избежать экономического спада. Тем более что даже и без этих нефтегазовых санкций Россия сейчас еле-еле балансирует на грани обвала – около нулевой отметки.
Когда на форуме Путину перечислили, кто перед ним выступал, и рассказали, что министры и банкиры в основном друг с другом спорят, а точку в этом споре все равно должен поставить президент, Путин в ответ лишь отшутился: «Я даже и не знаю, что после таких выступающих можно еще добавить».
Судя по другим новостям прошлой недели, поводов для шуток у российского руководства немного. У европейских экспертов возникло ощущение, что страны – экспортеры нефти, входящие в ОПЕК, готовятся к демпинговой войне друг с другом.
В четверг нефть марки Brent подешевела до минимума за 28 месяцев – примерно до 92 долл. за баррель. Хотя, например, еще в середине июня 2014 года Brent стоила 115 долл. за баррель.
Такое удешевление наблюдатели связали с действиями Саудовской Аравии, снизившей официальную стоимость своих поставок на ноябрь для клиентов по всему миру. В некоторых случаях цены опущены до уровней, близких к тем, которые наблюдались во время мирового финансового кризиса 2008–2009 годов.
«Похоже, ОПЕК готовится к ценовой войне. Мы не ожидаем стабилизации цен, пока это впечатление не развеется и ОПЕК не вернется к сокращению добычи», – говорят европейские аналитики. Демпинговая война внутри ОПЕК может задеть и российский бюджет.
В начале минувшей недели глава «Роснефти» Игорь Сечин уверял, что цена на нефть не упадет ниже 90 долл. за баррель. Но уже сегодня вполне реален совершенно другой сценарий – падение нефтяных цен вплоть до катастрофической для российского бюджета отметки в 60 долл. за баррель.
Напомним, снижение нефтяных цен именно до такого уровня заложили на прошлой неделе специалисты Центробанка в свой новый – шоковый – сценарий. В Минфине при этом предупреждают, что в случае длительного снижения нефтяных цен не обойтись без пересмотра всех бюджетных расходов.
Российские эксперты подсчитали, что если нефть действительно опустится до 60 долл. за баррель, 1 долл. в России будет стоить 55–56 руб. А пока, согласно Центробанку, курс национальной валюты постепенно приближается к 40 руб. за 1 долл.