Сергей Капков на «Ночи музыки» в Большом зале консерватории. Фото с официальной страницы Департамента культуры в соцсети Facebook
В минувший уик-энд в Москве прошла «Ночь музыки»: 4 октября с полудня и до полуночи (и еще дольше) в самых традиционных (скажем, Большой зал консерватории) и самых неожиданных (ДК «Мосрентген») местах звучала музыка, проходили экскурсии, открытые уроки, мастер-классы и прочее, и прочее. Акция эта проводится по инициативе Департамента культуры во второй раз, и надо признать, у жителей столицы «Ночь музыки» стала не менее популярна, чем традиционная «Ночь в музее». Полные залы – и в Доме музыки, и в Текстильщиках, и на Большой Никитской, публика в основном молодая и активная.
Обозреватель «НГ» побывала в Большом зале консерватории. Сидеть пришлось под потолком – более резвые уже оккупировали и партер, и первый амфитеатр. Большой симфонический оркестр и скрипачка Алена Баева играли концерт Чайковского (гонорар отдали на издание первой в России книги о паллиативной медицине). Слушатели бурно аплодировали между частями и даже кричали «браво»: с одной стороны, неприлично, с другой – радостно: понимаешь, что это – новая публика, которая, возможно, придет сюда еще разок, и раньше, чем пройдет третья «Ночь музыки». А уж этике новые слушатели обучатся в процессе. Думается, Сергей Капков – он слушал концерт из шестой ложи – остался доволен.
На минувшей неделе приблизилась к развязке история с назначением в старейший петербургский Российский институт истории искусств нового руководителя. Минкульт опубликовал решение комиссии Общественного совета, которую возглавил наш коллега Григорий Заславский: члены комиссии и приглашенные эксперты единогласно отдали предпочтение концепции развития Зубовского института, предложенной Еленой Третьяковой. Но развязки все-таки еще не случилось, потому что нынешний директор Ольга Кох заболела и сейчас находится на больничном. Зато в другой институт, а до недавнего времени – в два института – Культурного и природного наследия имени Лихачева и теперь уже бывший Институт культурологии – назначили директором Арсения Миронова, в официальной биографии которого написано, что до последнего времени он был «помощником министра культуры, курирующим вопросы планирования государственной политики в сфере культуры, организации деятельности экспертных советов Минкультуры России и экспертизы творческих проектов». Странно, что такого человека вдруг решили отправить на повышение, поскольку именно к этим проблемам в последнее время было больше всего вопросов: к экспертизе пьесы «Душа подушки», в которой нашли признаки пропаганды гомосексуализма, привлекли врача-офтальмолога, на заседаниях новых экспертных советов его не видели, а в новые экспертные советы впервые вошли люди, которые, хотя и получают за это гонорар, не нашли времени ознакомиться со, скажем, присланными на конкурс пьесами. В прежних советах, к которым вдруг возникли претензии политического порядка, так вольно к своим обязанностям не относились.
В Санкт-Петербурге на этой неделе открылся Первый международный Медиа Форум. На протяжении последних нескольких лет фестивальный пейзаж северной столицы постоянно не складывался: форматы кинопоказов были проведены разные, но все как-то не удавалось питерским фестивалям затмить собой столичные премьеры. Для Медиа Форума его продюсер, глава компании «Роскино» Екатерина Мцитуридзе придумала концепцию, сходную с кинофестивалем в Торонто, где наряду со зрительскими показами активно работает кинорынок. На площадке Медиа Форума Мцитуридзе решила к тому же объединить кино, активно развивающееся сейчас производство телесериалов и бурно растущий рынок Интернета. Насколько это удалось – пока судить сложно.
Форум продлится до 10 октября, и сейчас здесь только завершился блок зрительских программ, в которые вошли не только громкие премьеры престижных международных кинофестивалей («Мамочка» Ксавье Долана – приз жюри Канна, «Новая подружка» Франсуа Озона – участник фестивалей в Торонто и Сан-Себастьяне, «От предшествующего» Лава Диаса – победитель фестиваля в Локарно), но и картины из Северной Кореи, классика фантастического жанра, занимательные документальные работы. В этом смысле зрителям было из чего выбрать. Единственная проблема: показы здесь накладываются друг на друга, а посмотреть кино можно либо утром, либо только вечером, программы дневных показов на Форуме просто нет.
В понедельник в историческом здании Биржи, которое благодаря Форуму, кстати, привели в порядок после долгого простоя, начнет работу деловая программа Медиа Форума, и именно тогда станет понятно, удалось ли городу на Неве наконец-то найти собственную фестивальную нишу.
В пятницу стало известно, что во въездной визе в Россию отказано известному и замечательному латвийскому театральному режиссеру Алвису Херманису. Многие тут же связали этот сюжет с невыдачей виз нашим шоуменам и шоувумен на фестиваль в латвийской Юрмале. Позабыв, что как раз по политическим причинам Херманис весной отменил гастроли своего спектакля на фестиваль в Омске, сорвав таким образом часть его программы. Так что решение российских властей выглядит как симметричное. Тем не менее обидно, когда и государство, и сами творцы предпочитают изоляцию действию. В Большом театре планируется премьера оперы «Енуфа» (копродукция с Оперным театром Брюсселя) – и ставит ее именно Херманис. Увидим ли?