Фото Reuters
Потенциально одно из главных событий прошедшей недели – обсуждение Советом безопасности РФ планов по отсоединению Рунета от Интернета – таковым на самом деле не стало. Предсказанное в СМИ совещание президента с постоянными членами СБ РФ в назначенный день прошло, но разговор был о другом плане – мирного урегулирования на Украине по схеме, предложенной Владимиром Путиным. Впрочем, по новому предсказанию, 1 октября Совбез все-таки может заняться и всемирной Сетью.
Эта история выглядит очень запутанной, причем не исключено, что специально. Поначалу министр связи Николай Никифоров имел в виду вовсе не самоотключение российского сегмента, а его возможную блокаду Западом. Но затем в информационном пространстве акцент сместился на сценарий, который главой Минсвязи отрицался. И преобладать стала такая точка зрения: раз Россия пропагандистскую войну Америке и Европе проигрывает, наши власти вместо продолжения партии решили сыграть «в Чапаева». То есть сократить фронт противостояния за счет слабо контролируемого государством Интернета.
Заметим, что у подобного рода подозрений основания имеются, ведь большая часть драконовских законов последнего времени касалась именно Рунета. А прошедшая неделя показала, что Кремль готов применять в информвойне и асимметричные меры, такие как закон о резком сокращении разрешенного иностранного участия в российских СМИ. Вместо 50%, причем только на широко распространенных телеканалах, введены 20% для всех типов массмедиа. Кроме того, все иностранцы и россияне с двойным гражданством теряют право организовывать любые издания, закрываются также все хитрые схемы опосредованного владения. Иноземцев, которые попытаются новые правила не исполнять, ждут судебные решения о ничтожности их акционных пакетов.
Категоричность закона и, главное, скорость его принятия – всего-то за девять дней – контрастируют с датой реального вступления в силу. Большая часть положений заработает лишь в 2016 году, а требование к иностранцам о доле в СМИ не более чем в 20% – в 2017-м. Таким образом враждебному России внешнему миру, во-первых, дается сигнал, что данный канал влияния на ее граждан и власть уже засвечен, а стало быть, бесполезен. Во-вторых, Западу предлагается подумать над новыми ответными мерами на его санкции. Дело в том, что иностранные акционеры российских общественно-политических изданий вряд ли имеют с них большие доходы, а вот наши аналоги зарубежных глянцевых изданий – совсем другая прибыль. И, наконец, надолго отложенный срок вступления в силу нового закона означает, что поправить его можно будет не один раз, причем как в сторону смягчения, так и ужесточения.
У идущей информационной войны на прошедшей неделе возник и еще один неожиданный фронт. Надежда всей либеральной российской оппозиции – экс-олигарх Михаил Ходорковский – превратился в записного критика западных санкций против России. Он продолжил серию публичных выступлений в европейских странах, уточнив, что в избирательной борьбе 2016–2018 годов участвовать не станет. При этом в переходе на сторону Кремля его вроде бы никак не обвинить, ведь США и Евросоюз Ходорковский призывает преследовать именно режим, а не народ. Да и оппозиционную сетевую структуру из своей «Открытой России» бывший глава ЮКОСа вроде активно создает. Однако на цитаты расходятся лишь его ругательные слова о санкциях как деле бесполезном и даже вредном, то есть совпадающие с теми, которые произносят, скажем, глава МИДа Сергей Лавров или Владимир Путин.