Фото Reuters
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что безмерно рад итогам состоявшегося в четверг референдума по вопросу о независимости региона: со счетом 55:45 (в процентах) победили сторонники сохранения региона в составе Соединенного Королевства. Еще бы, если бы результат был иным, то распалась бы Великобритания, и он остался бы в истории как политик, этому способствовавший. Он пострадал бы сразу – за то, что легко пошел на проведение голосования, благодушно надеясь на благоприятные опросы общественного мнения. Однако когда буквально перед самим референдумом сторонники независимости стали активно завоевывать голоса, в Лондоне запаниковали. Кэмерон вынужден был принять предложение бывшего премьера-лейбориста Гордона Брауна предоставить его родному краю большую самостоятельность в бюджетных вопросах, оформив это специальным законом.
Уступки Кэмерона помогли юнионистам – сторонникам сохранения союза. В еще большей степени фактором победы стали фунт и банки. В то время как Сэлмонд пообещал шотландцам сохранение британского фунта в качестве валюты независимой страны, правительство Великобритании убедительно показало, что этому не бывать. А шотландские банки, действующие на финансовом рынке всей Великобритании, пригрозили, что переведут штаб-квартиры в Лондон. Лояльность шотланцев к фунту перевесила их чувство национальной идентичности.
Однако победа может не избавить Кэмерона от неприятностей. В Лондоне уже идут споры по поводу того, как наименее болезненно выполнить его обещания шотландцам. Кэмерон хочет это сделать в рамках общей конституционной реформы, которая коснется также Уэллса и самой Англии. Гордон Браун просит выполнить обещания, не увязывая их с общей реформой. Это якобы упростит решение вопроса. Кроме того, в рядах консерваторов есть люди, готовые припомнить Кэмерону его рискованную тактику в отношении Шотландии.
Что касается Сэлмонда, то его подвела избранная им формула сохранения всего того, что он считает полезным для Шотландии из ее связей с Англией: корону, фунт и Би-би-си. Ныне он выразил намерение уйти в отставку с постов первого министра и лидера Националистической партии Шотландии. При этом Сэлмонд сообщил, что от мечты о независимости своей родины не отказывается.
Показательно, что New Yrok Times в редакционной статье по поводу прошедшего референдума, с одной стороны, отмечает, что шотландцы смогли избежать многих трудностей, которые им принесла бы победа, а с другой – подчеркивает, что результат референдума не перечеркивает мечту о независимости ни шотладцев, ни каталонцев, ни других регионов в мире, где существуют сильные сепаратистские движения. А телеканал СNN напоминает, что в ходе референдума в канадской провинции Квебек в 1980 году в пользу отделения от Канады высказались 41,8%, против – 58%, а в 1975-м против – 50,6%, а за – 49,4%. То есть единство Канады спасли менее 1% проголосовавших.
Перед шотландским референдумом в главных городах региона можно было увидеть приезжих с яркими желто-бордовыми флагами испанской провинции Каталония – они выражали поддержку сторонникам независимости Шотландии. Сейчас пришла новость из Барселоны, каталонской столицы. Там парламент провинции принял закон о проведении 9 ноября референдума в пользу независимости. Как известно, правительство Испании и испанский парламент заранее предупредили каталонцев, что референдум нелегитимен, так как его проведение не предусмотрено Конституцией. Интересно, что еще предпримут власти страны. Может, они воспользуются рецептами Дэвида Кэмерона, чтобы убедить каталонцев в пользе сохранения единства страны.