Фото сайта https://ru.wikipedia.org/
На прошедшей неделе громко прозвучала идея о запрете американского кино в российских кинотеатрах. Озвучил ее родившийся в Донецке российский режиссер, автор фильмов «Завтра была война», «Воры в законе», «Мастер и Маргарита», доверенное лицо президента РФ Владимира Путина Юрий Кара. Фраза «Я считаю, что на то время, пока существуют их санкции (США. – «НГ»), нужно запретить все американские фильмы для показа в наших кинотеатрах, то же самое можно сделать и на телевидении» была произнесена на экспертном совещании Общероссийского народного фронта, где ее поддержал и глава думского комитета по культуре, режиссер Станислав Говорухин. Он, правда, высказался более мягко и предложил заменить голливудские блокбастеры на фильмы из Европы, Японии, Турции и Ирана. Как позже пояснил Говорухин, у него также нет претензий к независимому американскому кино, волнует депутата только «излишек голливудской продукции».
Идея так или иначе ограничить прокат зарубежных фильмов в последнее время возникает все чаще, и в свете политических и экономических санкций кажется, что полный запрет именно на американскую кинопродукцию лежал на поверхности. Странно, что до Юрия Кары ее никто не высказывал. По мнению некоторых отечественных режиссеров и депутатов, именно ограничение на прокат зарубежных фильмов позволит повысить популярность российского кинематографа и добиться роста кассовых сборов наших картин.
Разговоры о прокатных ограничениях начались пару лет назад, когда фонду кино была поставлена задача финансировать потенциально успешные в прокате картины и следить за долей «кассы». В прошлом году за счет успеха «Сталинграда» и хороших результатов «Легенды
№ 17» и «Горько!» доля российского кино достигла отметки в 18%, чем крайне порадовала чиновников. Но останавливаться на достигнутом они не собираются. И в мечтах, например, министра культуры РФ Владимира Мединского добиться доли российских фильмов в 30% к 2018 году. Хотя пока эта перспектива выглядит крайне туманной.
Проходившие все лето в Минкультуры и Фонде кино питчинги не удивляли интересными идеями потенциально кассовых российских картин. Наоборот, кажется, продюсеры и режиссеры решили сосредоточиться на создании военно-исторических проектов разного уровня сложности и соответственно – кассового потенциала, или на скромных комедиях, созданных под копирку с голливудского кино. Но даже если все планы наших кинематографистов удастся воплотить в жизнь, полностью заполнить репертуар кинотеатров отечественной продукцией – задача трудновыполнимая. Наш зритель российское кино – за редким исключением – вниманием не балует. Наконец, начали проваливаться в прокате низкопробные комедии: ремейк «Кавказской пленницы» явный тому пример. Из релизов этого года успехом пользовался только «Вий» Олега Степченко, на фоне сложных российско-украинских отношений относительно неплохо прошел и «Поддубный», на подходе – сиквел «Горько!» и новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар». Но всем этим картинам далеко до «Стражей галактики» и «Трансформеров», которые стабильно получают в российском прокате 1 млрд руб. И если эти релизы исчезнут из кинотеатров, вряд ли их зрители предпочтут купить билет на очередную комедию со «звездами» Comedy Club. Следовательно, кинотеатры начнут закрываться, и уже вообще ничего увидеть на большом экране будет невозможно.
Для того чтобы принять предложение Говорухина и заполнить отечественный прокат независимым американским кино или европейскими фильмами, нужно для начала сформировать вкус широкого зрителя. Делается это в том числе за счет разнообразных кинофестивалей. Но в этом году госфинансирования не получил один из лучших московских фестивалей независимого кино «Morrow/Завтра», отказали в финансировании и главной столичной площадке мирового документального кино фестивалю «Артдокфест». Не проясняется ситуация и с Музеем кино, который получил летом нового директора, но так и не получил собственного здания. Под угрозой закрытия Научно-исследовательский институт киноискусства. В конце этой недели открытое письмо о ситуации с НИИ киноискусства и Музеем кино написали члены Гильдии киноведов и кинокритиков. В письме они выразили «решительное недоверие» министру культуры Мединскому и потребовали присвоить НИИ киноискусства автономный академический статус, а также провести открытый конкурс на должность директора Музея кино.
В том, что этот глас кинокритиков будет услышан чиновниками, есть большие сомнения. А вот безответственные и громогласные речи с трибун Общероссийского народного фронта вполне могут обрести реальное воплощение. Пусть не в ближайшей перспективе, это лишь дело времени.