Плакаты с призывами прийти на выборы граждан интересуют мало. Фото РИА Новости
Первое место среди важных событий прошедшей недели, несомненно, у «мирного плана» президента РФ Владимира Путина по Украине. Выдвинут он был в среду, а уже в пятницу лег в основу решений Минской группы по урегулированию конфликта. Потом, правда, эти предложения и в нашей стране стали называть планом Путина–Порошенко, скорее всего подчеркивая тем самым, что и последний несет ответственность за его исполнение.
Однако даже более любопытными являются метаморфозы мирных инициатив Кремля. Вот еще совсем недавно Москва настаивала, что техническими вопросами прекращения огня она заниматься не может, но считает возможным давать советы по принципам политического урегулирования, среди которых главный – та или иная степень федерализации Украины. Однако если посмотреть на план Путина–Порошенко, то он как раз и есть та самая технология установления конкретного перемирия и его поддержки.
Такое изменение точки зрения России на свою роль в урегулировании конфликта, судя по всему, и привело к тому, что следует считать еще одним немаловажным событием прошлой недели. А именно: к изменению официальной позиции по так называемым российским добровольцам в армиях ДНР и ЛНР. Если в начале недели тема участия россиян в боях на юго-востоке была в основном уделом Интернета, выбиваясь из виртуала в реал лишь изредка, то к ее концу государственные телеканалы вовсю показывали не только могилы добровольцев и их похороны в России, но и живых героев, воюющих за свободу Донбасса. А на запросы различных общественных организаций и правозащитников о якобы потерявшихся где-то военнослужащих Минобороны именно в конце недели ответило, что разысканы почти все и что с родными они уже связываются.
Украина почти полностью отвлекла граждан нашей страны от идущей сейчас избирательной кампании, которая протекает незаметно даже в высокополитизированной Москве. Это тоже одно из основных событий недели – нынешний твердый отказ избирателей от каждый год предлагаемой им партиями увлекательной игры «Выбери меня». В этом году люди, похоже, даже ее зрителями быть не хотят, а значит, что и участников в ней окажется немного. Так что 14 сентября можно ожидать не слишком высокую явку, а стало быть, и победы отобранных и одобренных властью кандидатов.
Кстати, Путин в течение прошедшей недели, несмотря на свою занятость миротворчеством, официальными визитами и формальными мероприятиями, все-таки нашел время для встреч со всеми врио глав регионов, которые еще не рассказали ему об успехах на вверенных им территориях. Парламентская же оппозиция пообещала доложить президенту о другом – об использовании на выборах админресурса и грязных технологий. И это правильно, ведь граждан страны, по оценкам социологов, сильно сомневающихся ныне в своем же протестном потенциале, эти разоблачения, кажется, мало интересуют.
Именно на ушедшей неделе стало известно, что одна из заметных фигур протестного движения 2011–2012 годов – депутат Госдумы Илья Пономарев, возможно, пополнит список новых политэмигрантов. Хотя претензии к нему со стороны правоохранительных органов России вроде бы чисто финансовые – неправомерное получение значительных сумм от фонда «Сколково», Пономарев, свой отказ от возвращения в страну из-за границы однозначно пока еще не подтверждающий, понимает, что ему как соратнику недавно осужденного Сергея Удальцова повестку могут выписать в любой момент.