Фото официального сайта Министерства культуры Пермского края.
В конце недели новости пришли из Перми, не самые приятные. По эксклюзивной информации интернет-газеты NewsKo, министр культуры Пермского края Игорь Гладнев сообщил исполнительному директору Пермского театра оперы и балета о сокращении финансирования на следующий год – с 74 до 38 млн руб. Хотя противники «пермского культурного чуда» и «московского десанта», может, наконец вздохнут с облегчением – наконец варяги терпят поражение.
Впрочем, из варягов здесь остался только дирижер Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета. Марат Гельман был, по сути, изгнан из города за слишком агрессивную экспансию, Эдуард Бояков уехал сам, сочтя, что сделал для города все что мог. Теодор Курентзис, получивший, кстати, российское гражданство, во всех своих интервью говорил, что лучшего места для жизни и работы, чем Пермь, и желать не может. Город – так или иначе – отвечал взаимностью. Приличный бюджет, отличные спонсоры, покоренные обаянием маэстро и профессионализмом генерального менеджера театра Марка де Мони.
Конечно, положение Курентзиса и его музыкантов всегда вызывало вопросы (в театре два оркестра – с одним работает главный дирижер театра Валерий Платонов, с другим – Курентзис, и разница в зарплатах здесь существенная), его проекты – дорогущие, но в художественном отношении сногсшибательные – становились едва ли не разовыми, после премьерной серии на сцену театра они возвращались редко или не возвращались вообще. Но само присутствие этого музыканта придает городу особый статус, не говоря о том, что имя Пермского театра оперы и балета приобрело если не мировую, то европейскую известность. Это – регулярные гастроли оркестра и копродукции с известными театрами, выпуск новых дисков и блестящие рецензии в западной и столичной прессе. Столичные критики летают на Урал глотнуть свежего воздуха – в переносном смысле слова, так как оперные постановки, симфонические программы и грандиозная программа Дягилевского фестиваля оставляют далеко за бортом московские и петербургские события. Да что говорить: когда многие другие иностранцы отказываются от гастролей в России, стоит ценить энтузиазм Курентзиса, которому в России до последнего времени было хорошо.
В связи с сокращением финансирования изменяется и госзадание театру – до двух премьер в сезон, вводятся квоты на присутствие в афише отечественных и зарубежных авторов. Отныне театр должен согласовывать с министерством новые спектакли, имена композиторов, исполнителей и т.д. У последнего есть прямое название – цензура, что вообще-то запрещено законодательно. Вспоминается скандальная ситуация вокруг оперы «Сон в летнюю ночь» в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, когда некая анонимная «общественность» требовала от министра культуры и руководителя московского Департамента культуры запретить премьеру спектакля, ссылаясь на пропаганду наркомании, разврата и прочее. Ответ был вполне конкретный: не имеем права регулировать художественную политику театра.
Добавим, что в августе Министерство культуры РФ отклонило заявку Пермского оперного театра на грант по творческим проектам, как раз – для Теодора Курентзиса.
Впрочем, проекты Теодора Курентзиса всегда были столь дороги, что требовали вливания сторонних средств. Учитывая, что во главе театра сейчас стоит Галина Полушкина – одна из создателей компании «Прогноз», генерального спонсора театра, спонсорские деньги от маэстро не уйдут. Найдет дирижер выход и из «процентовки» – согласно распоряжению, половиной симфонических концертов должен дирижировать Валерий Платонов.
Как сообщают источники, театр с предложенной схемой работы не согласен и готов к переговорам.
Добавим, что секвестирование бюджета коснулось не только оперного театра. Финансирование Театра-Театра урезано примерно на треть, международный кинофестиваль «Флаэртиана» находится под угрозой отмены. Как, по мнению министра культуры Пермского края, сокращение финансирования и соответственно новых премьер и проектов будет провоцировать приток зрителей в театр (это задача федеральной культурной политики), остается под вопросом.
На минувшей неделе в Москве, в Министерстве культуры, тоже говорили и о деньгах – обсуждали проект закона «О культуре», принять который надеются в нынешнюю осеннюю сессию Госдумы. Тому порукой – нынешний Год культуры, и принятие профильного закона заявлено было и президентом. В этом проекте впервые говорится о неизменном минимуме, то есть процентах, которые должны выделяться на культуру – как из федерального, так и из местных бюджетов. Сейчас расходы на культуру в России – меньше 1% в федеральном бюджете, надежд, что такой революционный проект примут, немного, но отказываться от мечты в Минкульте вроде бы не собираются.