Фото Reuters
Всю неделю поступали сводки о военных действиях в разных районах Ирака и Сирии. В Сирии в окружение боевиков попали 43 филиппинских солдата, которые служат в миротворческих подразделениях на Голанских высотах на линии прекращения огня между Израилем и Сирией. В субботу они все же смогли вырваться из окружения. По некоторым данным, этому помогли контакты штаб-квартиры ООН с властями Катара, основного спонсора джихадистов в Сирии.
Тем временем продолжались военные действия на севере Ирака. Там самолеты американской морской авиации нанесли удары по силам «Исламского государства» (ИГ) в районе города Амерли. Там уже на протяжении двух месяцев блокированы 15 тыс. туркменов-шиитов. Им грозит расправа со стороны боевиков, принадлежащих к соперничающей ветви ислама – суннитам. Авиация США, а также Британии, Австралии и Франции сбрасывала окруженным туркменам продовольственную помощь. Активизировалась в этом районе и иракская армия. В субботу ее части вместе с шиитским ополчением и курдской пешмергой пошли в наступление. Из Багдада пришли сообщения о закупке у России ударных вертолетов Ми-28, это может в значительной степени усилить ударную силу иракских частей.
В Вашингтоне пояснили, что это уже третья крупная серия авиаударов авиации США в Ираке с 8 августа. (Сначала были налеты в районе Эрбиля, затем в зоне Мосульской плотины.) Всего совершено около 100 самолетовылетов, ежедневно эти действия обходились Пентагону в 7,5 млн долл.
Пока затраты на войну идут из текущего бюджета Пентагона, однако в наступающем финансовом году (он начинается 1 октября) финансирование военных действий должно измениться. В Белом доме готовится обращение Барака Обамы к Конгрессу с просьбой дать санкцию на использование авиации в этой стране, будет сделан запрос и на дополнительное финансирование этой операции. Документ составляется с учетом непростой ситуации, в которой оказался американский президент. В частности, он старается избежать впечатления, что отказывается от обещания прекратить американское участие США в затяжных войнах. Кроме того, определенную проблему создает и тот факт, что Дамаск настаивает на координации действий в борьбе с джихадистами, в противном случае он будет считать агрессией налеты иностранной авиации на территории страны. Наконец Обама не хочет давать республиканцам аргументы для использования на предстоящих в ноябре промежуточных выборах.
Между тем появляется все больше свидетельств того, что ИГ является самой мощной исламистской организацией из всех существующих. В нее продолжают стекаться боевики из других формирований. Общая численность боевых отрядов ИГ превысила 17 тыс. человек. ИГ хорошо организована, она умело использует все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, в том числе информационные.
Но больше всего привлекают внимание СМИ огромные финансовые возможности этой организации. Она имеет как собственные источники денег, так и внешние. Собственные – это прежде всего захваченные у иракских властей. Так, при взятии Мосула в руки боевиков попали средства местного отделения Центрального банка Ирака – более 2 млрд динаров, что равно 420 млн долл. Кроме того, боевики обирают торговцев и торгуют нефтью, добываемой на мосульских месторождениях. Ее отправляют грузовыми цистернами в Турцию.
Однако главным источником денег считаются арабские монархии. В субботу страны – члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) выступили с осуждением действий «Исламского государства», однако поток денег из этих же стран не прекращается. В частности, как сообщила немецкая радиостанция Deutsche Welle, деньги идут прежде всего из Катара, Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ. Влиятельные круги ваххабитского духовенства Саудовской Аравии и местные богачи игнорируют запрет, введенный властями страны, продолжая финансирование ИГ. Катар вообще считается ее важнейшим спонсором. Получается, что эти страны лишь формально выступают против боевиков, фактически поддерживая их.