Фото Reuters
В ночь на воскресенье в Фергюсоне, пригороде Сент-Луиса, являющегося столицей американского штата Миссури, около 200 темнокожих американцев устроили ночную демонстрацию со свечами. Они нарушили комендантский час, объявленный накануне губернатором штата Джеем Никсоном. Для разгона этого ночного дозора местная полиция применила дымовые шашки.
Комендантский час и введенное губернатором чрезвычайное положение направлены на прекращение длившихся всю неделю выступлений протеста против совершенного полицейским убийства местного жителя. Согласно рассказам свидетелей, полицейский, патрулировавший на автомашине населенный преимущественно афроамериканцами пригород Сент-Луиса, днем 9 августа остановил проходившего по улице юношу и пригласил его в машину. После какого-то взаимного объяснения юноша выскочил из автомобиля, якобы оттолкнув или ударив полицейского, и побежал прочь. Полицейский выстрелил ему вслед. Так погиб Майкл Браун, 18-летний местный житель.
Власти приступили к расследованию, но действовали крайне неуклюже. Они заявили, что полицейский пытался задержать юношу, которого подозревали в краже из магазина коробки сигар. Имя самого полицейского долго скрывали, ограничиваясь сообщениями, что он «сам пострадал и шокирован произошедшим». Все это вызвало нарастающую волну протестов. Местная полиция разгоняла демонстрации, прибегнув к гранатам со слезоточивым газом и резиновым пулям.
События в Миссури привлекли внимание всей страны, став главной темой как в новостных передачах телевидения, так и на газетных полосах. Вынуждена была откликнуться и федеральная власть. Президент США Барак Обама, находящийся в краткосрочном отпуске на острове Мартас-Винъярд вблизи Бостона, выступил с телеобращением, в котором он призвал к тщательному и прозрачному расследованию обстоятельств гибели.
Не зря Обама призвал к «прозрачному» расследованию случившегося. Сейчас это не прерогатива федеральных органов. В условиях США, где многие преступления, том числе и тяжелые, подпадают под юрисдикцию местных властей, центральной власти связаны руки, если речь не идет о нарушении федеральных законов. В то же время в современной американской истории было немало случаев вмешательства Вашингтона, когда речь шла о преступлениях, которые носят расовый характер. В общем, все зависит от того, является ли совершившееся преступлением и как оно трактуется. На данный момент это оставлено на рассмотрение местных властей. Сам Обама остался на курорте, облюбованном американской знатью, где он играет в гольф.
Какие-то сдвиги в Миссури все же произошли. Губернатор штата объявил, что поддержанием порядка в Фергюсоне впредь будет заниматься дорожная полиция. Это значит, что местную полицию, не пользующуюся доверием со стороны населения, отстранили от работы на улицах Фергюсона. Названо и имя полицейского. Это Дарен Уилсон, работающий в правоохранительных структурах около шести лет и не имеющий взысканий. Объявлено, что помощь местным следователям оказывают 40 сотрудников ФБР. Может, они дадут Вашингтону шанс вмешаться в дело?
В любом случае эпизод в Миссури, одном из американских южных штатов, имеет все больший общественный резонанс. Протестуют организации, занимающиеся гражданскими правами. Согласно опросу, проведенному Huffington Post, 47% респондентов не верят, что полиция проведет честное расследование. 43% считают, что полицейские слишком часто прибегают к использованию оружия. Активно комментируют случившееся политологи. Они отмечают, что президент страны оказался в двусмысленном положении, и пытаются прикинуть, на сколько пунктов сползут вниз рейтинги Обамы, играющего в гольф на богатом курорте. Иностранные комментаторы пишут о сохраняющейся сегрегации в американских городах. В частности, статью на эту тему публикует британская Guardian.
С проблемами на минувшей неделе столкнулся и губернатор Техаса республиканец Рик Перри. В пятницу так называемое судебное большое жюри в Остине предъявило ему обвинение в превышении должностных полномочий. Губернатор якобы добивается ухода в отставку главы бюро по борьбе с коррупцией прокурора Розмари Лемберг. Поначалу губернатор открыто потребовал от прокурорской дамы, чтобы она ушла с должности, когда она была уличена в вождении автомашины в нетрезвом виде. Когда же Лемберг отказалась, губернатор урезал бюджет бюро на 7,5 млн долл. Большое жюри увидело в этом политическую подоплеку, так как Лемберг – демократка, а Перри – республиканец, причем нацелившийся на президентский пост (в 2008 году он уже пытался выставить свою кандидатуру, а ныне вновь стал готовиться к выборам). Губернатор оспаривает обвинение и сам упрекает судебную инстанцию в политически мотивированных действиях. Однако решение уже принято большим жюри, на следующей неделе Перри должен явиться в тюрьму округа Трэвис. Там у него снимут отпечатки пальцев и изготовят его полицейский фоторобот. Как считают эксперты, до реального срока дело не дойдет, но карьеру губернатору это может серьезно подпортить.