Фото Reuters
На прошлой неделе российские власти пытались адаптироваться к условиям продуктового эмбарго, которое еще 6 августа объявил президент Владимир Путин. Вслед за президентом правительство уже 7 августа приняло постановление о запрете импорта продукции, сырья и продовольствия из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Однако последствия этого решения нашим чиновникам еще не конца понятны.
В прошлый понедельник премьер Дмитрий Медведев поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу наладить систему мониторинга продовольственного рынка. А в четверг Аркадий Дворкович уже начал проводить селекторные совещания по контролю за ценами на продовольствие. Для сдерживания роста цен правительство готово использовать запасы из государственного резерва, который был сформирован на случай войны и других чрезвычайных ситуаций. Кроме того, чиновники готовы ослаблять продуктовое эмбарго за счет разного рода исключений. В четверг правительство уже объявило о подготовке поправок к перечню запрещенной для импорта продукции. Из-под эмбарго, судя по всему, будут выведены товары для диабетиков и аллергиков, а также семенные материалы, мальки рыбы и другая продукция.
При мониторинге цен Дворкович пообещал полагаться не только на отчеты торговых сетей, но и организовать ежедневный визуальный контроль ценников прямо на прилавках магазинов. «Люди будут ходить и смотреть, какие цены и есть ли товары на полках», – пообещал вице-премьер.
Однако одним хождением по магазинам дело не ограничится. Правительство уже решило разработать новую продовольственную программу, адаптированную к режиму продовольственного эмбарго. Во вторник премьер Дмитрий Медведев поручил подготовить новый вариант государственной программы развития сельского хозяйства РФ.
Одной из самых громких сенсаций прошлой недели стало обращение «Роснефти» за помощью из Фонда национального благосостояния в объеме 1,5 трлн руб. Письмо с просьбой о помощи поступило в правительство, в настоящее время Минфин и Минэнерго его изучают, подтвердил Дворкович. Решение по этому вопросу правительство собирается принять в течение двух недель. Обращение крупнейшей госкомпании к бюджетной поддержке, по мнению экспертов, напрямую связано с антироссийскими санкциями, которые резко повысили стоимость внешних заимствований для отечественных предприятий.
Между тем российский бюджет испытывает трудности даже и без учета последствий санкций. В прошлую среду стало известно, что для латания бюджетных дыр Минфин внес в правительство законопроект о введении регионального налога с продаж уже с 2015 года. По сообщению Интерфакса, текст законопроекта не согласован с Минэкономразвития и по нему нет пока заключения Минюста. Ставку налога будут устанавливать субъекты РФ в пределах 3%. Чтобы этот налог заработал уже со следующего года, правительству нужно поторопиться. Ведь необходимые для введения налога региональные законы должны быть опубликованы до 1 декабря 2014 года. Для этого изменения в Налоговый кодекс должны быть опубликованы ненамного раньше. «Сроки хотя и напряженные, но вполне реальные», – говорят в российском правительстве.
Еще один резерв для казны чиновники нашли в пенсионной реформе. Теперь правительство готово полностью отменить обязательные пенсионные отчисления и пустить все страховые взносы на выплату текущих пенсий. До сих пор предполагалось, что право отказа от обязательных пенсионных накоплений будет передано гражданам. Однако теперь чиновники решили не отрезать хвост пенсионных накоплений по частям и готовы отрубить его одним ударом. На прошлой неделе глава Минтруда Максим Топилин заявил, что правительство рассматривает возможность исключения накопительной части пенсий из обязательной пенсионной системы. Фактически обязательные накопления уже фактически упразднены, поскольку все они в 2014 и 2015 годах пойдут на выплату текущих пенсий. Но теперь Минтруд готов закрепить это перераспределение обязательных пенсионных взносов навечно.