В четверг в ялтинском Доме-музее Чехова прошла встреча Владимира Путина с деятелями культуры, посвященная культурной интеграции Крыма в РФ. Президент сообщил, что есть «проект федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года», на который «предназначено» 700 млрд руб. Культурно-историческое наследие важно в том числе и для туристической привлекательности Крыма, который он назвал «отражением многонациональной России», сказав, что важно соблюсти «баланс интересов разных этносов». Планов, как говорится, громадье. Решено занести в Единый госреестр объектов культурного наследия России местные памятники, поддержать Ялтинскую киностудию… Одни участники собрания рапортовали о достижениях: председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков сообщил о создании крымского отделения Союза кинематографистов и крымского отделения Фонда культуры, а председатель Союза художников РФ Андрей Ковальчук отчитался о создании севастопольского отделения и о том, что в сентябре откроют крымское отделение СХ.
Другие просили поддержки. Эльвира Аблялимова – за Бахчисарайский историко-культурный заповедник. Директор национального заповедника «Херсонес Таврический» Леонид Жунько, в частности, просил включить внесенный в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Херсонес в ряд федеральных бюджетных учреждений культуры РФ и помочь с близлежащими территориями, находящимися сейчас в ведении Минобороны. Он же намерен развивать заповедник и по линии показа культурных ценностей (в частности, византийских мозаик), и по линии духовной (сообщив о сотрудничестве с епархией и о предложении открыть музей истории христианства). Директор Драматического театра имени Луначарского Вадим Елизаров просил помочь севастопольским театрам и построить в городе новый «современный зал», добавив, что «к нам сегодня просто в очередь встали потрясающие коллективы Москвы, Санкт-Петербурга, всей России. Но – куда?» В завершение Елизаров сказал, что культура финансируется по остаточному принципу, на что Путин его уверил, что и в России так же, но выразил надежду: «Крым будет хорошим исключением». Что ж, время покажет. А самым зрелищным в Ялте, пожалуй, было выступление министра культуры Владимира Мединского. Президенту тот передал отреставрированный Андреевский флаг с последнего корабля Русского императорского флота «Александр Третий», который хранился в семье капитана, а потом в Русской православной церкви в Австралии и о возвращении которого вели переговоры. «И когда Крым и Севастополь вернулись, эти переговоры резко завершились успехом», – заверил министр.
В четверг в Выборге закрылся 22-й фестиваль российского кино «Окно в Европу». Этому смотру традиционно трудно собрать конкурс, так как фильмов в России производится мало, и самые яркие забирают июньские «Кинотавр» и Московский международный кинофестиваль. Нынешний председатель выборгского жюри продюсер Игорь Толстунов так и сказал в ходе финальной пресс-конференции «Окна в Европу»: программа сверстана по принципу «ешь, что дали». В итоге лучшим в выборгском конкурсе признали фильм молодого режиссера Арсения Гончукова «Сын», снятый на мизерные частные деньги, без государственной поддержки. Это драма из жизни маленькой несчастной семьи, в которой сын заботится о матери, страдающей тяжелым психическим расстройством. Спецприз жюри – у фильма Владимира Кота «На дне», очередной версии бессмертной пьесы Горького. Действие перенесено в наши дни, герои живут на свалке.
Гораздо больший повод порадоваться за наше кино – успех фильма Юрия Быкова «Дурак» на 67-м фестивале в Локарно. Исполнитель главной роли молодой актер Артем Быстров награжден призом за лучшую мужскую роль. Еще в копилке команды фильма – приз за лучший фильм от молодежного жюри фестиваля и награда экуменического жюри за гуманизм. «Дурак» в основе своей имеет страшноватую метафору происходящего в России – многоквартирный дом, который вот-вот рухнет. Совестливый сантехник пытается спасти положение, вывести людей из аварийного помещения. Но вместо благодарности получает угрозы и побои. Чиновники не хотят поднимать шум, а люди закрывают глаза на явную опасность и хотят одного: чтобы их не трогали.