Фото с официального сайта Минобороны России
Мероприятия к 100-летию со дня начала Первой мировой войны стали доминантой этой недели. Одно из центральных событий – открытие памятника Героям в парке Победы на Поклонной горе – посетил Владимир Путин. Трагедия той войны, по словам президента, «напоминает о том, к чему приводят агрессия и эгоизм, непомерные амбиции руководителей государств и политических элит, берущие верх над здравым смыслом». Золотые слова. Сам памятник (его авторы – скульпторы Ковальчук, Любимов, Юсупов, а также архитекторы Корси и Шленкина) представляет собой многомерную композицию. На первом плане фигура русского солдата со скаткой и трехлинейкой на плече, позади него находится вторая часть монумента: на фоне российского флага офицер поднимает в атаку солдат. На сооружение памятника властями Москвы было выделено 74 млн руб., а Министерство культуры провело несколько благотворительных концертов, сбор от которых был передан в Фонд сооружения монумента.
Президент в своей речи справедливо заметил, что в мировой истории много примеров того, какой «страшной ценой оборачивается» попрание чужих прав и свобод в угоду своим интересам и «нежелание слышать друг друга». За примерами далеко ходить не надо: отношения между Россией и Украиной доводят решения некоторых чиновников некогда братского государства до абсурда. Так, экспертная комиссия Госкино Украины отказала в выдаче прокатных удостоверений российским фильмам «Белая гвардия» и «Поддубный» с формулировкой невозможности их показа «в условиях информационной войны и с учетом защиты национальных интересов в информационно-культурном пространстве». Эксперты посчитали, что в этих картинах демонстрируется «пренебрежение к украинскому языку, народу и государственности», а «отдельные факты в них искажены и переписаны в пользу России».
Отклик российской стороны не заставил себя ждать. Станислав Говорухин сказал, что запрет на прокат российских фильмов в Украине демонстрирует уровень невежества киевских властей. Председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков потянул одеяло на себя: в нынешней обстановке его новый фильм «Солнечный удар» по прозе Ивана Бунина вряд ли допустят к прокату в Украине: «Пока на Украине такая непростая ситуация, что бы я ни снял, хоть фильм про Мазепу, я буду для них персоной нон грата, – заявил Михалков в интервью ИТАР-ТАСС. – И пока все находится в таком истеричном состоянии, я не думаю, что они запустят мою картину». Прокатчику «Поддубного» (кинокомпания «Централ Партнершип») остается только сожалеть о потере рынка, поскольку за несколько недель отечественного проката фильм уже вошел в топ-10 самых кассовых релизов российского производства. Подоспел со своевременным ответом и министр культуры. Владимир Мединский предложил запретить в Украине книги Булгакова, Гоголя и Шевченко. «К запрету Украиной проката «Поддубного» и «Белой гвардии»: главное – никаких полумер! Логично далее запретить всего «украинофоба» киевлянина Булгакова, а также пренебрегавшего ридной мовой Гоголя и тайного русофила Шевченко (писавшего личные дневники только на русском)», – заметил он. Интересно, если бы у нас были напряженные отношения с Эфиопией, там запретили бы Пушкина?
Под конец недели поступили вести из Кремля, можно сказать, сенсационные. Владимир Путин встретился с Сергеем Собяниным, заместителем директора Музеев Московского Кремля Андреем Баталовым, ректором Московского архитектурного института Дмитрием Швидковским и комендантом Московского Кремля Сергеем Хлебниковым. В ходе встречи обсуждалась идея восстановления на территории Кремля Вознесенского и Чудова монастырей, снесенных в 1929 году. Снос 14-го корпуса Кремля, который был построен на этом месте, позволит сделать сквозной проход через Спасскую башню на Красную площадь. Думается, кроме РПЦ (Патриарх уже выразил свое глубочайшее уважение) возрадуются археологи: им предстоит уникальная возможность открыть пласт, относящийся к XIV веку. А потом строители, конечно. Ну и деятели культуры наконец, ведь президент («У нас деятели культуры часто жалуются на то, что мы очень много передаем церкви», – сказал он) предложил воссоздать монастыри «на первом этапе исключительно как объекты культурного наследия».