Фото Reuters
Прошедшая неделя началась с заявления Владимира Путина, сделанного не как обычно по ТВ, а размещенного на сайте Кремля в ночь на понедельник в формате видеообращения. Оно явно предназначалось Америке, которой российский президент и сообщил, что наша страна стремится к миру в Украине. В тот же день – опять вопреки традиции – было анонсировано не только само заседание Совета безопасности РФ, но и его тема – обеспечение суверенитета и территориальной целостности России.
Получилось что-то вроде «мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». Две необычности за раз заставили многих напрячься, но радикальные прогнозы не сбылись. В своей речи Путин сообщил, что, «разумеется, прямой военной угрозы суверенитету и территориальной целостности нашей страны, конечно, сегодня нет». Когда же он сказал: «Сегодня в мире все чаще звучит язык ультиматумов и санкций», а «само понятие государственного суверенитета размывается», то стало понятно, что речь все-таки пойдет о делах внутриполитических. А именно – о методах противодействия направленной извне «мягкой силы» в виде цветных революций.
В лобовую они, конечно, у нас не пройдут, пояснил президент, ведь «граждане России этого не допустят и никогда не примут», но попытки раскачать общественно-политическую ситуацию будут. При этом Путин задачу по укреплению Вооруженных сил назвал последней, а вперед вывел поддержание межнационального согласия, безусловное исполнение гарантированных Конституцией прав и свобод граждан, устойчивое и сбалансированное экономическое и социальное развитие. Опираться в решении поставленных задач президент собирается не только на бюрократию и силовиков, но и на гражданское общество. А потому твердо обещает, что укрепление внутреннего единства страны не станет просто закручиванием «каких-то так называемых гаек».
Таким образом, таковым ни в коем случае нельзя считать подписанные Путиным в тот же самый день, 22 июля, законы об уголовной ответственности организаторов и участников массовых акций, неоднократно нарушавших правила их проведения, и о запрете передачи личных данных россиян на находящиеся за границей интернет-серверы. Не «закручивание гаек», конечно, и тот закон, который позволяет применять статью 280.1 Уголовного кодекса о публичных призывах к нарушению территориальной целостности РФ к любому сетевому ресурсу, а не только к официально зарегистрированным массмедиа. Он тоже подписан президентом на ушедшей неделе.
Получается, что не является закручиванием и принудительное занесение в реестр иностранных агентов пока в основном тех НКО, которые занимаются защитой политических прав граждан. На ушедшей неделе они уже понесли иски в суды, на которые, впрочем, у них никакой надежды нет. К той же самой процедуре, понятно, не относится и вынесенный на прошлой неделе приговор по «делу Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева». Следствие и суд, как оказалось, не вышли за рамки сценария известного документального фильма «Анатомия протеста-2», посадив оппозиционеров на 4,5 года за организацию на иностранные деньги массовых беспорядков и на Болотной площади 6 мая 2012 года, и вообще по всей стране, хотя последние вроде бы так нигде и не произошли.