Масштабные гастроли Большого театра идут сейчас в Нью-Йорке. В рамках фестиваля Линкольн-центра уже показали оперу Римского-Корсакова «Царская невеста», балетный репертуар представлен тремя названиями: «Лебединое озеро», «Спартак» и «Дон Кихот». Как сообщают очевидцы, залы, рассчитанные на несколько тысяч мест, забиты до отказа. Билеты были проданы очень быстро – Большой не был в Нью-Йорке девять лет. «Царская невеста», продукция последнего сезона, в Москве была принята довольно прохладно: публика (в особенности профессиональная) не оценила попытку реконструкции старого спектакля. Напомним, художник Алена Пикалова попыталась реанимировать декорации полувековой данности, но проверку новыми технологиями они не прошли, дыхание золотого века Большого превратилось в китч. Не была, к сожалению, по достоинству оценена и работа Геннадия Рождественского: критики упрекали его в слишком медленных темпах, утяжеливших оперную форму, мешавших певцам, и прочее, и прочее. Маэстро, кстати, обиделся – и в своей элегантной, но бескомпромиссной манере отомстил: на заключительном концерте своего филармонического абонемента («Туманный Альбион» целиком посвящен неизвестным страницам английской музыки) он исполнил оперу Стэнфорда «Критик, или Репетиция одной трагедии», предварив выступление подборкой цитат великих людей о ничтожности и никчемности профессии критика.
Тем не менее в Нью-Йорке «Царской» публика устроила десятиминутную овацию. Авторитетный критик New York Times оценил именно музыкальную сторону спектакля: «Все в этом представлении позволило погрузиться в российское оперное наследие: пение харизматичных солистов и потрясающего хора Большого театра, яркая игра оркестра, глубина и величественная красота, блистательно раскрытые Геннадием Рождественским».
Не так любезен был балетный обозреватель ведущей нью-йоркской газеты. В рецензии на «Лебединое озеро» (этим спектаклем открылась балетная часть гастролей) он раскритиковал последнюю редакцию Юрия Григоровича, сказав, что некогда блестящий хореограф по капле выдавил из шедевра всю драму, превратив балет в череду довольно скучных номеров. Но собственно исполнительскую часть, мастерство солистов театра (среди них и американец Дэвид Холберг) критик оценивает крайне высоко.
Несколько важных новостей было связано на минувшей неделе с уже принятыми важными законами. Так, например, «матерным» произведениям искусства обещают все-таки дать кое-какие поблажки. За мат уже заступился, закрывая Московский кинофестиваль, сам Никита Михалков, чей авторитет непреложен, так что депутатам осталось только внести и принять соответствующие поправки. К примеру, вполне вероятно, что вернутся к простому предупреждению публики о присутствии нецензурной лексики в том или ином фильме или спектакле, когда речь о показе на кинофестивале. В комитете Госдумы по культуре уже работают над соответствующими поправками в закон, который вступил в силу 1 июля и который запрещает выдачу прокатных удостоверений фильмам с нецензурной лексикой и одновременно запрещает публичный показ фильмов без прокатного удостоверения. К фестивальным скорее всего добавят также и специальные клубные показы фильмов и спектаклей. Напомним, что первыми жертвами закона стали фильмы Звягинцева «Левиафан» и Валерии Гай Германики «Да и да», который в последний момент сняли с показа на фестивале молодого европейского кино VOICES в Вологде, а прокатывали его три последних дня июня – перед вступлением нового закона в силу. Кроме того, Минкульт на минувшей неделе заявил о готовности осенью внести в правительство поправку в закон об обязательных прокатных удостоверениях, с тем чтобы на фестивалях можно было показывать фильмы и без них. Иначе нынешний закон просто угрожает всему фестивальному движению в России.
Еще на минувшей неделе, накануне своего дня рождения, министр культуры Владимир Мединский вернулся к вопросу о квотах для отечественного кино, вопросу дискуссионному, по-прежнему – только дискуссионному: в идеале доля отечественных фильмов в российском прокате должна составлять 50%. «Но это в идеале, – подчеркнул Мединский. – Хотелось бы прийти к 2017 году хотя бы к четверти. Задача максимум на «пятилетку» – 30%. 18%, которые есть у нас сейчас, это хороший результат, но это заслуга четырех-пяти блокбастеров».
А в Москве объявили конкурс на проведение ремонтно-реставрационных работ в Московском театре на Таганке. Таким образом, закрыв юбилейный сезон, театр скорее всего оставит сцену и велика вероятность, что возвращение будет связано с какою-то реформой, ведь вопросы проката спектаклей Юрия Петровича Любимова продолжали дискутироваться все время, что театр продолжает жить и работать уже без покинувшего эти стены своего отца-основателя. Конечно, было бы лучше всего, чтобы эти вопросы были обсуждены максимально открыто и публично, ведь очень многие реформы театров Москвы, проведенные за последние годы, привели не к улучшению, а только к упадку. Расставшись с «Группой юбилейного года», Театр на Таганке снова остался без художественного руководителя.
Кстати – о кадрах. Минкульт объявил открытый конкурс на должность директора петербургского Российского института истории искусств (РИИИ, Зубовский институт). Любой желающий, отвечающий требованиям, сможет подать заявку до 1 сентября, победителя выберет специальная комиссия Общественного совета Минкульта и предложит его кандидатуру на утверждение министру.