Самые заметные «культурные» события этой недели произошли на кадровом поле. Назначены руководители сразу трех крупных музеев, два из которых успели за последнее время стать источниками скандальных новостей. Во-первых, Министерство культуры все-таки не продлило контракт с директором Музея кино Наумом Клейманом – его должность заняла главный редактор газеты Союза кинематографистов РФ «СК-новости» Лариса Солоницына. Впрочем, заметим, эту новость общество встретило без шума: Клейман остается президентом музея, сам он выразил надежду на то, что совместными усилиями двум руководителям удастся решить самые насущные проблемы – прежде всего «квартирный вопрос». Напомним, Музей кино уже несколько лет существует без здания, и все предложенные Клейману варианты по тем или иным причинам были отклонены.
Другое назначение вызвало скорее недоумение: Министерство культуры не стало продлевать контракт Сергея Архангелова, и генеральным директором Музея современной истории России назначена депутат Мосгордумы от «Единой России» Ирина Великанова. Пожалуй, последнее (политическая деятельность – впрочем, из-за назначения приостановленная) – единственное, что роднит нового директора с вверенным предприятием, собственно музейным делом Великанова никогда не занималась. Она окончила Ленинградский государственный университет по специальности «Журналистика», работала корреспондентом в столичных СМИ, а в 2005 году стала депутатом Московской Думы. На должности руководителя этого музея, как отмечают профессионалы, хотелось бы видеть человека опытного, специалиста, который мог бы выполнить не только менеджерские, но и интендантские функции – сформировать художественную позицию музея, до сих пор не очень внятную. Свои задачи в новом качестве Ирина Великанова охарактеризовала так: «Мне очень хочется, чтобы это стало культовым местом. Я знаю, что здесь колоссальная работа проделана, но нужно еще больше, чтобы таким местом стать. Нам нужно активно задействовать мультимедиа. Моя задача в том числе – найти источники финансирования для музея».
Наконец, приветствует арт-сообщество смену директора Музея Маяковского, его возглавит Алексей Лобов, галерист, бывший директор выставочного зала «Наследие» в Бирюлеве. Лобова представили прессе в четверг. Накануне открытия выставки «Маяковский haute couture: искусство одеваться». Это назначение знаменует окончание кризиса музея, начавшегося пару лет назад. В связи с пропажей экспонатов и давлением прессы уволилась первый директор Светлана Стрижнева, ее сменила бывшая сотрудница ГМИИ им. Пушкина Надежда Морозова. С ее именем связывают историю, еще более драматичную, чем пропажа уникальных экспонатов: решение закрыть музей на реставрацию повлекло за собой неграмотный разбор и транспортировку экспозиции, что могло привести к ее уничтожению. Волна недоумения и протестов появилась тогда не только в профессиональной среде – против варварства негодовали и простые посетители. Департамент культуры же отстаивал своего назначенца, экспозицию демонтировали. Но голос разума, кажется, зазвучал: контракт Морозовой прекращен в одностороннем порядке. Алексей Лобов будет заканчивать уже начатую реконструкцию, он предполагает, что музей откроется уже в 2016 году, к этому времени пространство увеличится на два этажа – под крышей появится медиацентр, а на нижнем уровне разместятся кафе и сувенирные лавки. Еще одна идея нового директора – открыть для посетителей две мемориальные квартиры семьи поэта – на улице Красная Пресня и в Студенецком переулке.
Напоследок еще одна новость из художественного мира. Международное жюри Премии Кандинского объявило шорт-лист номинантов 2014 года. В шорт-лист номинации «Проект года» вошли 18 работ, среди них – проект Евгения Антуфьева «Исследование материалов», «Живой уголок» Владислава Ефимова, «Припев» Ирины Кориной, «Утопический скелет» группировки ЗИП, «Святая политика» Павла Пепперштейна и «Вывески» Ольги Флоренской. В номинацию «Молодой художник. Проект года» попали 12 претендентов на награду. Это, в частности, две работы екатеринбургского художника Тимофея Ради – «Все, что я знаю об уличном искусстве» и «Figure#2: Game», а также – «Построение метафор» Евгения Миронова, «Зеркало Галадриэль» Елены Рыковой и «Жилые пространства» Светланы Сергеевой. Организаторы Премии Кандинского отмечают, что в 2014 году в их адрес поступило рекордное число заявок: 418, из них 157 на «Проект года» и 261 – на «Молодого художника». В этом году к уже существующим номинациям добавилась новая – «Научная работа. История и теория современного искусства». В качестве награды победитель получит возможность опубликовать свое исследование на русском или английском языке. Работы претендентов на Премию Кандинского можно будет увидеть в выставочном пространстве кинотеатра «Ударник» – с 19 сентября по 30 ноября, а имена победителей объявят в декабре.