Фото Reuters
Российский президент на прошлой неделе продолжил встречи с главами регионов – правда, теперь они не просят позволения на участие в досрочных выборах, а просто докладывают о своих успехах и оглашают перспективные планы развития. Мэр Москвы Сергей Собянин, подмосковный губернатор Андрей Воробьев, руководители Омской области и Ханты-Мансийского автономного округа Виктор Назаров и Наталья Комарова публично продемонстрировали, что страна развивается, несмотря на сложную международную ситуацию. А в беседе Путина с главой Федеральной налоговой службы Михаилом Мишустиным выяснилось, что достигнут определенный компромисс между силовиками и бизнесом по процедуре возбуждения и расследования уголовных дел о налоговых преступлениях. Следственный комитет будет проверять оперативную информацию полиции у налоговиков и согласовывать с ними размеры налоговой вины того или иного предпринимателя. Каждому из них также будет предоставлен шанс на деятельное раскаяние в виде уплаты всех долгов, пеней и штрафов.
Такое мирное отношение властей к бизнесу показательно на фоне их же жесткости к гражданским активистам и политическим оппонентам. На прошлой неделе Госдума одобрила новую порцию поправок в антиэкстремистское законодательство. Как писала «НГ», кроме введения наказания за финансирование экстремизма, его пропаганду и разжигание разного рода ненависти (статьи 280 и 282 Уголовного кодекса) в Интернете теперь будут карать так же строго, как это делается и в СМИ. На прошедшей неделе, кроме того, стали понятны механизмы усиления госконтроля за Сетью и ее обитателями. «Организаторы распространения информации», то есть любые ресурсы, через которые проходит общение людей, обязаны сообщать данные на них спецслужбам добровольно, те же, кто станет отказываться, будут просто заблокированы.
А в самой правоохранительной системе на прошедшей неделе случился скандал, который в любой иной стране уже бы привел к массовым отставкам ее руководителей. Трагически погиб высокопоставленный подследственный – бывший замначальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ генерал-майор Борис Колесников выбросился из окна во время допроса в Следственном комитете России. Он вместе со своим начальником генерал-лейтенантом Денисом Сугробовым обвинялся в создании из своего главка преступной группировки, которая придумывала уголовные дела против чиновников, а потом закрывала их за взятки. Как известно по официальной версии, погорела она окончательно на попытке проделать то же самое с одним из сотрудников ФСБ.
Межведомственные противостояния в стане силовиков вообще становятся все более заметными. Если, скажем, конфликт полицейских оперативников и чекистов – это дело пока малоизученное, то «добрые» отношения Генпрокуратуры и Следкомитета для всех понятны давно. Теперь же начала раскручиваться интрига вокруг Госнаркоконтроля. Эта служба пытается пробить для себя специальный закон, которые уже есть для МВД, ФСБ и др. Наркополиция настаивает, чтобы у нее были в том числе функции дознания. Но ведь именно ее следователей в первую очередь хотел забрать себе СКР для создания единого органа. Свои предложения ФСКН забросила в Госдуму через депутата-эсэра Олега Нилова. Однако на эту инициативу теперь появилось отрицательное заключение правительства, которое высказало почему-то только такие замечания, которые обычно и устраняются в ходе дальнейшей работы над любым законопроектом.